Свободный порт обрел реальные очертания

Проект закона о введении во Владивостоке режима порто-франко поступит на рассмотрение правительства до конца апреля

15 апр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3719 (53) от 15 апр. 2015
e88dc499287189372301f5031cb62390.jpg

Новый закон «О Свободном порте Владивостока» будет презентован отечественным и зарубежным инвесторам на предстоящем Восточном экономическом форуме. Об этом заявил на совещании по социально-экономическому развитию Дальнего Востока в начале апреля в Хабаровске председатель правительства России Дмитрий Медведев.

– Восточный экономический форум во Владивостоке станет новой идеей развития ДВФО, – заявил премьер-министр. – Это будет крупнейшая региональная и международная площадка для обсуждения, которая внесет свой вклад в решение экономических задач.

Трудности, с которыми сталкивается сейчас российская экономика, не должны мешать планам по развитию Дальнего Востока. Мы приступили к реализации ряда крупных инфраструктурных проектов, формированию территорий опережающего развития, готовим законопроект по свободному порту на юге Приморья, стараемся все более эффективно ориентироваться не только на наши внутренние возможности, но и на связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В нынешней ситуации именно выполнение этих задач требует концентрации усилий. Взять тот же проект по Свободному порту Владивостока – без сомнения, он привлечет внимание инвесторов, станет дополнительной площадкой развития всего Дальнего Востока, – подчеркнул Дмитрий Медведев.

Каждому инвестору – портфель предложений

Еще на одной встрече в Хабаровске, в которой председательствовал вице-премьер правительства, полпред президента России в ДВФО Юрий Трутнев и приняли участие министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка и главы девяти субъектов федерального округа, обсуждалась подготовка к самому Восточному экономическому форуму. Его проведение запланировано на 13–15 августа на базе кампуса Дальневосточного федерального университета на острове Русском.

Предполагается, что центральная тема форума будет звучать следующим образом: «Новые условия инвестирования на российском Дальнем Востоке». Дальневосточный округ будет представлен как образец новой модели развития, направленной на более активную интеграцию России в АТР за счет международного сотрудничества, привлечения российских и иностранных инвестиций и технологий, передовых практик, развития новых схем взаимодействия государства, бизнеса и общества.

Целью проведения этого масштабного экономического мероприятия станет привлечение инвесторов за счет размещения новых предприятий на территории ДВФО и повышения деловой активности региона. В частности, во время форума планируется заключение торговых и инвестиционных соглашений.

Ожидается, что в форуме примут участие представители азиатских государств-партнеров, делегации международных организаций, крупный российский и иностранный бизнес стран АТР – в первую очередь из Китая, Японии, Южной Кореи, Малайзии, Индонезии и Сингапура, банки, инвестиционные фонды и финансовые институты.

Особенностью Восточного экономического форума станут закрытые специализированные бизнес-диалоги по отраслевым сегментам в «узком составе». Это, по мнению заместителя министра Минвостокразвития Максима Шерейкина, позволит создать атмосферу максимальной открытости и доверия.

– Форум станет новой международной коммуникационной площадкой для обмена мнениями и контактами. Это еще одна возможность презентации потенциала и потребностей дальневосточных регионов. Но главное, чтобы каждый инвестор уехал с портфелем конкретных предложений для ведения бизнеса на Дальнем Востоке, – отметил замминистра.

Под контролем президента

Не исключено, что Восточный экономический форум посетит президент России Владимир Путин. Недавно российский лидер провел в Ново-Огарево совещание по вопросам развития Дальнего Востока и сделал на нем заявление.

– Хотел бы обратить внимание участников нынешней встречи на то, что все изменения в законодательство, регулирующие деятельность Свободного порта Владивостока, должны быть приняты Государственной думой уже в эту весеннюю сессию. Нужно с коллегами из парламента активно работать и согласовать все параметры этого законопроекта, – подчеркнул глава государства.

Повторимся, что на Восточном экономическом форуме гостям мероприятия – потенциальным инвесторам – будет презентован проект Свободного порта Владивостока.

– Очень рассчитываю, что форум тоже станет хорошей площадкой для того, чтобы показать перспективы развития Дальневосточного федерального округа, чтобы показать его преимущества и найти дополнительных партнеров для решения тех задач, перед которыми мы стоим на этой стратегически важной для России территории, – заявил Владимир Путин.

«В» напоминает своим читателям, что предложение предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным облегченным таможенным режимом было озвучено Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию в декабре 2014 года.

Если законопроект успешно пройдет процедуру согласований и утверждения в нижней палате парламента, то уже нынешним летом он вступит в силу. В настоящее время законопроект, по словам министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, уже подготовлен и проходит стадию согласования с федеральными органами исполнительной власти и процедуру общественных слушаний.

– На прошлой неделе по этому закону уже прошли так называемые нулевые чтения в Общественной палате. В целом отклик достаточно позитивный, хороший. Закон о Свободном порте Владивостока является развитием тех идей, которые есть в законе о ТОРах, и содержит в себе ряд особых вопросов, таких как пересечение границы, визовые режимы, режим «открытого неба», – акцентировал министр.

По его словам, до конца апреля проект закона в согласованном виде планируется внести на рассмотрение в правительство РФ.

– Думаем, что тот опыт, который мы наработаем, будет очень полезен и для развития в целом законодательства о свободных портах, – подчеркнул Александр Галушка.

Справка «В»

Что представляет собой закон о порто-франко

Целью федерального закона «О Свободном порте Владивостока» является формирование системы управления экономическим развитием Приморья, использование географических и экономических преимуществ края как восточных морских ворот Российской Федерации для интеграции в экономическое пространство стран Азиатско-Тихоокеанского региона, развитие международной торговли со странами АТР, создание новых производств на основе современных технологий и ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции.

Свободный порт Владивостока создается на 70 лет. Он включает в себя территории городов Владивостока, Артема, Большого Камня, Находки, Партизанска и Уссурийска, а также Надеждинского, Шкотовского, Партизанского, Пограничного и Хасанского районов.

Финансовое обеспечение объектов инфраструктуры осуществляется, как правило, за счет внебюджетных источников финансирования и с применением различных форм государственно-частного партнерства.

На территории свободного порта допускается осуществление любой, не запрещенной законодательством Российской Федерации предпринимательской и иной деятельности.

Управлять свободным портом будет наблюдательный совет во главе с вице-премьером правительства РФ. Все решения будут публиковаться на его официальном сайте в сети Интернет. Оперативное руководство возлагается на специально создаваемую управляющую компанию.

Резидентом свободного порта может стать любой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Для проведения плановых проверок резидентов введены ограничения по времени. Так же, как и по устранению выявленных нарушений законодательства.

Для иностранных граждан, прибывающих на воздушных и морских судах, предусмотрено безвизовое посещение территории свободного порта.

В отношении резидентов Свободного порта Владивостока устанавливаются льготы по федеральным налогам и пониженные тарифы страховых взносов.

Для прохождения товаров и грузов упрощается система таможенной процедуры, вводится схема «одного окна».

На всей территории свободного порта вводится свободная таможенная зона.

 

Автор: Николай КУТЕНКИХ