Любимая собака дьявола
Что за таинственное чудовище сто лет назад пугало английских джентльменов и даже забредало на Семеновский покос во Владивостоке?
Современные СМИ часто рассказывают страшилки, связанные с нападениями бродячих псов на людей или, наоборот, с действиями догхантеров. Но куда этим ужастикам до настоящего кошмара столетней давности – собаки Баскервилей. Сегодня мало кто знает, что это не просто писательская придумка. Оказывается, с этим зверем связана многовековая мистическая тайна…
«Откуда-то возникший черный пес невероятных размеров с багровыми глазами неведомой силой разметал группу прохожих, убив двух мужчин и подростка и опалив огнем других…»
Зловещий вой в тумане
Более века назад, в 1907 году, жителям Владивостока напомнили об этой тайне такой рекламой в газете «Дальний Восток» (далее сохранена орфография и пунктуация оригинала):
«Театр И.М. Арнольдова. Сегодня, в среду, 15-го августа новинка сезона!!!
Новые похождения Шерлока Холмса под названием СОБАКА-ДЬЯВОЛ по роману Конан Д`Ойля «Баскервильская тайна», пер. для русской сцены Николая фон Дингельштедта, в 5 действиях и 11 картинах. Новые декорации художника-декоратора П.П. Сергеева.
Раскрытие «Баскервильской тайны», связанной с легендой о «Собаке дьявола», неизвестно откуда появляющейся и о приписываемых этой собаке преступлениях в течение нескольких веков; одно из самых интересных дел Шерлока Холмса. Пьеса смотрится с захватывающим интересом, неослабевающим до падения занавеса.
Картина 1-я. Страшная легенда. Картина 2-я. Шпион. Картина 3-я. Потерянные следы. Картина 4-я. Таинственные рыдания. Картина 5-я. Зловещий вой. Картина 6-я. На болоте. Картина 7-я. Ночные сигналы. Картина 8-я. Невольные пособницы. Картина 9-я. Жертва страшилища. Картина 10-я. Неожиданный отъезд. Картина 11-я. Смерть в трясине.
Участвует вся труппа. Начало в 8 1/2 час.».
Итак, что же это за «собака дьявола» и откуда она взялась? У Артура Конан Дойля в рассказе «Собака Баскервилей» сказано так: «Это была собака, огромная, черная как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана».
Написано сильно, что и говорить. Только непонятно, как подобная картина, рожденная литературным талантом писателя, могла быть поставлена на сцене. Посмотреть бы теперь тот спектакль…
Что же касается именно конан-дойлевского чудовища, то оно, как известно, появлялось с Гримпенских торфяных болот. Там его держал, тщательно вымазав фосфором, некий Стэплтон, пытавшийся завладеть поместьем Баскервилей. В итоге Чарльз Баскервиль погиб от разрыва сердца, встретив в сумерках громадную «пылающую» собаку, и только находчивость Шерлока Холмса спасла от подобного исхода сэра Генри…
Один из лучших рассказов Конан Дойля был много раз поставлен на театральных подмостках, по нему неоднократно снимали фильмы, в которых светящийся пес выглядел более или менее жутко в зависимости от фантазии режиссера и возможностей сценографии и кинематографа.
«Электрические» псы
Возникает вопрос: почему же хладнокровные британские джентльмены до смерти боялись пса, пусть даже и огромного и охваченного пламенем? Разгадка проста: они знали о существовании некой «собаки дьявола», и сама мысль об этой (или другой?) таинственной псине вызывала у них непроизвольный ужас.
Артур Конан Дойль не счел нужным упомянуть о старинной легенде, поскольку был уверен, что все английские читатели ее знают. Судя по рукописи 1742 года, передававшейся Баскервилями из поколения в поколение, собака-чудовище преследовала членов семьи на протяжении не менее полутора веков. Но дело в том, что сама легенда вовсе не выдумка Конан Дойля, а переработка хорошо известного мифа.
В Британии со времен Средневековья были широко известны слухи об огромной черной собаке, светящейся целиком, или частично, или (как минимум) с огненными глазами. По рассказам очевидцев, такие существа убивали людей «вспышкой огня» (заметим, что электричество еще не было известно). Вот лишь некоторые из тех страшных историй.
В городе Блитбурге откуда-то возникший черный пес «невероятных размеров с багровыми глазами» неведомой силой разметал группу прохожих, убив двух мужчин и подростка и опалив огнем других.
В графстве Эссекс возница наехал на подобную собаку, выскочившую прямо из-под земли посреди дороги. В результате и человек, и повозка вспыхнули и сгорели.
В Дартмуте некий джентльмен увидел необычного черного зверя размером с теленка. Смелый мужчина решил погладить его, однако рука ощутила пустоту, и тут же прозвучал взрыв, откинувший почтенного джентльмена в сторону.
В графстве Бекингемшир один фермер ударил палкой светящуюся собаку, но в результате был парализован.
Подобных историй известно множество, и порой они повторяются даже в мелких деталях, меняется только география происшествий и их обстоятельства. Такой вот английский фольклор, весьма своеобразный. Разумеется, его можно было бы считать вариантом жутких детских страшилок, если бы не одно «но»…
Странное и ужасное чудо
Помимо невероятных устных рассказов, имеется достаточно достоверное письменное свидетельство. Это небольшая книжечка, изданная в Лондоне в 1577 году, автор – священник Абрахам Флеминг. Книжка имеет длинное, по обычаю тех времен, название – «Странное и ужасное Чудо, случившееся совсем недавно в приходе церкви в Банги, городке недалеко от Норидж-сити, а именно 4 августа лета Господня 1577-го, во время сильной бури и проливного дождя, молний и грома, какие редко бывают. С появлением создания ужасной внешности, которого явственно видели люди, собравшиеся там в тот момент. Записано и зарисовано обычным образом согласно писаному документу Абрахамом Флемингом».
Заметим, что сам Флеминг не был свидетелем этих событий: в то время он занимал должность ректора собора Святого Панкраса в Лондоне. Судя по всему, его брошюра – это запись устных показаний очевидцев чуда. В книжке говорится, что между 9 и 10 часами утра 4 августа, когда в церкви Святой Марии городка Банги около 20 человек слушали проповедь, разразилась необычайно сильная гроза. Вместе с раскатами грома в храм ворвался жуткий черный пес с огромными, как блюдца, светящимися глазами. Он пробежал прямо сквозь двух молившихся на коленях мужчин – и те упали замертво. Еще один человек от прикосновения этого существа сморщился, «как печеное яблоко», но остался жив.
Через несколько минут (!) тот же пес появился в церкви Святой Троицы в Блайсбурге – городке в 11 километрах от Банги. Там он умертвил еще двух мужчин и одного мальчика плюс «опалил адским пламенем» руку одного прихожанина. Затем «собака дьявола» исчезла, оставив следы когтей на дубовой двери храма.
Собственно говоря, эти глубокие борозды, которые и сейчас показывают туристам, являются единственным доказательством описанных Флемингом событий. И еще: на городском гербе Банги изображена бегущая черная собака под зигзагом молнии. Можно, конечно, считать все это приманкой для туристов, но в 1577 году о них не думали, да и туризма как такового не было. Даже в Британии.
Владивостокский оборотень
А еще можно вспомнить сказку Ганса Христиана Андерсена «Огниво» (тоже, кстати, многократно поставленную в театре и экранизированную). Вот что в ней, в частности, говорится: «Ударил по кремню раз, два, три – и перед ним предстали все три собаки: собака с глазами, как чайные чашки, собака с глазами, как мельничные колеса, и собака с глазами, как круглая башня». Что-то знакомое, да?
Что интересно, в России, в отличие от Европы, почему-то нет ни в литературе, ни в устном народном творчестве описаний ужасных светящихся чудовищ – громадных собак, тем более с огненными глазами. Впрочем, когда наши авторы хотели напугать читателей, они к таким приемам тоже прибегали. Особенно это относится к газетчикам: пресса прошлого, конечно, не была столь «желтой», как сейчас, но известные вольности себе позволяла.
К примеру, в газете «Восточный вестник» в 1913 году довольно подробно описывалась история юной девушки-курсистки, бесследно пропавшей во Владивостоке в районе Семеновского покоса. Осталась только маленькая собачка, с которой прогуливалась несчастная курсистка. Собачонка так никуда и не уходила с берега моря, тоскуя по хозяйке. А с наступлением темноты, по свидетельству неких очевидцев, она превращалась в огромную жуткую псину (правда, не огненную), со страшным воем рыскавшую по окрестностям в поисках убийцы невинной девушки…
Судя по всему, захватывающая история собаки Баскервилей явно не давала покоя местным литераторам, мечтавшим о славе Конан Дойля, вот и придумали владивостокского оборотня. Или все же не придумали?
Не все то ужас, что светится
К слову, кошмарные видения возникают не только в виде собак. Например, наши соседи-японцы издавна считали оборотнями… лис (лисы, кстати, относятся к семейству псовых). Лисы-оборотни присутствуют, к примеру, во многих мифах Страны восходящего солнца.
Именно поэтому в 1943 году американские специалисты по психологической войне предлагали забросить в Японию лисиц, вымазанных светящейся краской (видимо, кто-то вовремя перечитал Артура Конан Дойля). Эта акция должна была сломить моральный дух гражданского населения Японских островов.
Но для начала в качестве эксперимента в Центральном парке Нью-Йорка были выпущены десятки светящихся лис, что вызвало невероятную панику среди гулявших там мирных граждан. Потом американские милитаристы стали разрабатывать способы сброса фосфоресцирующих «лис-оборотней» с самолетов, но из стадии разработки эксперимент так и не вышел…
Вообще, мысль о светящихся животных довольно часто посещает ученых. В Австралии, например, внедрили в овечью шерсть ген светлячка, отвечающий за «подсветку», в попытке вывести породу овец, хорошо видимую в сумерках и ночью.
А перспективы изготовления дизайнерской одежды из «светящейся» шерсти даже трудно себе вообразить. Но пока об успехах не сообщается.
Больше повезло экспериментаторам из Национального университета Тайваня: они еще в 2006 году получили первых подобных свиней, введя в их организмы гены медузы. Теперь свинки светятся зеленым сиянием в темноте. Пожалуй, тоже зрелище не для слабонервных…
По материалам газет из архива ОИАК
Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, действительный член Русского географического общества