Ориентация на социально-экономический прорыв

Общественная палата России обсудила перспективы, которые открывает перед Приморьем создание свободного порта

8 апр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3715 (49) от 8 апр. 2015

«Нулевые» чтения федерального закона «О свободном порте Владивостока» прошли на прошлой неделе в Москве, в Общественной палате России. Это последняя инстанция перед отправкой законопроекта для обсуждения и принятия его в Государственной думе РФ.

Законопроект на слушаниях в Общественной палате (ОП) представили первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов и советник министра Павел Волков. Необходимые пояснения давали вице-губернатор Приморья Сергей Нехаев, глава Владивостока Игорь Пушкарев, председатель комитета Законодательного собрания края по экономической политике и собственности Александр Костенко, председатель думы города Елена Новицкая, ректор ДВФУ Сергей Иванец.

Федеральный центр представляли председатель комиссии ОП по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева, председатель комиссии ОП по развитию реального сектора экономики Сергей Григорьев, члены научно-консультативного совета при ОП, представители бизнес-ассоциаций и экспертного сообщества.

Равнодушных на встрече в Общественной палате, на Миусской площади столицы, не было, при обсуждении разгорелись жаркие дебаты, звучали критические и конструктивные предложения, направленные на улучшение будущего закона.

К чему стремимся

В своем вступительном слове первый замминистра Минвостокразвития Александр Осипов отметил, что проект закона в настоящее время проходит через серию общественных обсуждений и экспертных консультаций в Москве и во Владивостоке.

– Учитывая, что основной отраслевой специализацией юга Приморья является транспортно-логистическая, портовая деятельность, главная задача этого законопроекта – обеспечить конкурентоспособность края в этой сфере, – рассказал замминистра.– Привлечение широкого круга заинтересованных лиц к разработке проекта закона позволит сделать документ качественным. Закон должен стать эффективным инструментом развития региона.

Более подробную информацию на слушаниях представил Павел Волков.

– Свободный порт создается как комплексный проект, который должен строиться на индивидуальных и практичных решениях, опираясь на уникальные возможности региона, учитывая не только его основную специализацию, но и потенциал в сфере промышленности, рыболовства, туризма.

Среди важнейших мер поддержки проекта было названо широкое применение процедуры свободной таможенной зоны. Эта мера позволит беспошлинно завозить, хранить и перерабатывать иностранные товары, что, в свою очередь, будет способствовать развитию в том числе и производства в регионе.

Законопроект позволяет применять лучшие практики по пересечению всех типов границ, – подчеркнул советник министра. – Еще одна новация – предоставление безвизового въезда в свободный порт для иностранцев на срок до семи суток, а также урегулирование вопроса проживания лиц, прибывающих круизными судами, в гостиницах города.

Также одним из основных аспектов закона о свободном порте станут льготные налоговые режимы, в том числе единый налог Свободного порта Владивостока, который исчисляется в размере 10 процентов с разницы между доходами и расходами.

Кроме указанных мер, также разработан ряд изменений в воздушное законодательство, предложена новая практика реализации режима «открытого неба». Она предусмотрена исключительно для аэропорта Владивостока.

В текущей редакции закона серьезно изменен функционал наблюдательного совета, а также его состав. В него войдут профильный вице-премьер правительства России, министр по развитию Дальнего Востока, губернатор региона, мэр Владивостока, главы муниципальных образований, относящихся к зоне свободного порта, а также представители профильных контрольно-надзорных органов. Такой состав позволит наблюдательному совету эффективно работать, не только давать необходимые поручения, но и эффективно контролировать их реализацию, устранять межведомственные противоречия.

Наконец, в текущей редакции законопроекта взаимосвязаны режимы свободного порта, ОЭЗ и ТОР, расположенные на одной территории. Предусмотрено, что резиденты свободного порта смогут пользоваться инфраструктурой территорий опережающего развития, – отметил Павел Волков.

Критический взгляд

Некоторые положения документа вызвали беспокойство у комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, поскольку в значительной степени повторяют принятый в декабре федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Декабрьский закон проходил процедуру «нулевых» чтений в Общественной палате РФ, но многочисленные поправки и предложения по правовому режиму были тогда проигнорированы Госдумой.

Кстати, уже очевидно, что параллельно необходимо принять и поправки в Таможенный кодекс, дающие таможенные льготы для резидентов свободного порта. Также в тексте проекта необходимо более четко прописать механизмы привлечения в регион иностранных инвесторов.

Председатель комиссии по развитию реального сектора экономики Сергей Григорьев отметил:

– Как правило, в российской истории все примеры порто-франко были удачными. Но есть определенные сомнения, что проект не до конца проработан. Давайте прорабатывать его вместе. Что я имею в виду? Например, нужно говорить с силовыми ведомствами, ведь заманчивая идея про «все флаги в гости к нам» должна быть согласована с ними, а ситуация сейчас в мире непростая. Безвизовый режим для иностранцев, с одной стороны, может способствовать въездному туризму, а с другой – делает Владивосток привлекательным для международного криминального сообщества, – пояснил он. – Еще неизвестно, кто и зачем будет к нам приезжать…

Присутствовавшие на чтениях юристы обратили внимание на пробелы законопроекта в вопросах таможенного режима и связанной с ним деятельности силовых структур и правоохранительных органов. Как она должна осуществляться на территории, которая, судя по предложенному к рассмотрению законопроекту, будет иметь некую автономность от России? Эти поправки необходимо подготовить и внести, поскольку безопасность страны и ее жителей превыше всего.

Другой вопрос, вызвавший замечания у большинства участников слушаний,– создание целого ряда новых надзорных органов, нагромождение контролирующих структур, что влечет дополнительные издержки для федерального бюджета и не гарантирует качественного контроля. Избыточной бюрократии не место в свободном порту.

Что получим

Глава Владивостока Игорь Пушкарев в своем выступлении подчеркнул:

– Эффект от статуса свободного порта даст толчок к развитию территории, росту ее экономики, а также улучшению жизни людей. Так, по предварительным подсчетам, за 15 лет свободный порт создаст 350 тысяч новых рабочих мест, а прирост доходов превысит 500 миллиардов рублей в бюджеты всех уровней.

Поддержку у участников встречи нашло еще одно предложение, которое озвучил вице-губернатор края Сергей Нехаев:

– Преференций ждут не только представители бизнеса, но и простые жители Владивостока и Приморья. Поэтому мы отстаиваем и введение режима tax-free, или duty-free, для физических лиц на территории Свободного порта Владивостока.

Как рассказал ректор ДВФУ Сергей Иванец, по поручению президента России вуз производил бизнес-моделирование свободного порта. Основные идеи модели – широкое толкование границ территории, инструменты увеличения экономической привлекательности, облегченный таможенный режим и четкая ориентация на прорывное социально-экономическое развитие региона. Все это, отметил он, отражено в законе.

– Свободный порт должен обеспечить создание на юге Приморья центра международного сотрудничества, производства, торговли и транспорта. Создание такого центра станет новой точкой связи между нашей трансазиатской сетью, сетями АТР и Северной и Южной Америки и таким образом обеспечит связность всей сети Дальнего Востока, – подчеркнул ректор ДВФУ.

Не исключено, что срок безвизового въезда для иностранцев будет расширен с предлагаемых сейчас семи дней до более реальных двух месяцев. Такое предложение на слушаниях внес генеральный директор Фонда экономической интеграции стран АТР Александр Монастырев.

Участники дискуссии внесли в текст законопроекта целый комплекс ценных предложений и корректировок, касающихся в том числе юридических аспектов написания текста, более точного определения отдельных пунктов законопроекта, более конкретного описания тех или иных процедур, закладываемых в правовую основу Свободного порта Владивостока.

Все экспертные заключения и замечания участников «нулевых» чтений войдут в итоговый документ. Его Общественная палата РФ совместно с разработчиками законопроекта направит в Государственную думу России в ближайшее время.

Справка «В»

Проект федерального закона «О Свободном порте Владивостока» был подготовлен Минвостокразвития РФ при поддержке администраций Владивостока и Приморья. Резидентами новой зоны смогут стать не только порты и аэропорт, но и предприятия и компании, работающие в туристической отрасли. Особое экономическое положение для данных территорий создается сроком на 70 лет, при этом срок существования свободного порта может быть продлен соответствующим законом.

Напомним читателям «В», что режим свободного порта, или порто-франко,– это фактически беспошлинный таможенный режим и дополнительные возможности для его участников. В первую очередь для экспортно-импортных перевозок грузов. Как правило, территории с таким статусом привлекательны для бизнеса, торговли и туризма, делают более комфортной жизнь местного населения.

Законопроект предлагает распространить статус Свободного порта Владивостока на 12 муниципальных образований – фактически на весь юг Приморья – и включает в себя режим «открытого неба».


Автор: Николай КУТЕНКИХ