​От решительных шагов к быстрым результатам

Власти, бизнес-сообщество и представители науки вместе обсуждают будущий законопроект

1 апр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3711 (45) от 1 апр. 2015
1925547c7ab8d840deb5fc0f3b77e636.jpg

В столице Приморья в рамках заседания бизнес-клуба «Диалоги» состоялось обсуждение законопроекта о Свободном порте Владивостока. Форум прошел на площадке Владивостокского морского торгового порта.

В дискуссиях приняли участие глава Владивостока Игорь Пушкарев, советник министра по развитию Дальнего Востока РФ Павел Волков, главный федеральный инспектор по Приморскому краю Олег Бузунов, представители краевой администрации, муниципальных образований Приморья, деловых кругов, ученые и эксперты – всего около ста человек.

Формирование новой экономики

– Создание свободного порта должно в первую очередь коснуться расширения бизнеса в Приморье, сформировать условия для его опережающего развития, – сказал в своем выступлении генеральный директор ОАО «Владивостокский морской торговый порт» Валерий Местулов. – Нас привлекли к обсуждению законопроекта. Мы написали много замечаний, и значительная их часть уже учтена.

Сам законопроект участникам и гостям бизнес-клуба «Диалоги» представил советник министра по развитию Дальнего Востока Павел Волков.

– Мы с коллегами из администрации Приморья и Владивостока видим свободный порт комплексным проектом, который должен воплотить весь потенциал Приморского края и стать экспериментальной площадкой для формирования новой региональной экономики, которая основана на учете реальных региональных проблем и соответствующих возможностей, – рассказал федеральный чиновник.

Законопроект уже существует во второй редакции, которая учитывает замечания и комментарии, подготовленные при участии администраций Приморского края, Владивостока и соседних муниципальных образований. Так, изменился состав территории Свободного порта Владивостока – теперь это не семь, а девять муниципальных образований. Исключено деление Свободного порта Владивостока на типы территорий (промышленную, портовую, технико-внедренческую и туристическую). Были взаимоувязаны территории Свободного порта Владивостока и территории опережающего развития (ТОР), которые будут создаваться в Приморском крае, а также правоотношения между резидентами Свободного порта Владивостока и резидентами ТОР. Изменены функции органов управления Свободного порта Владивостока – возросла роль Наблюдательного совета как высшего коллегиального органа управления.

Изменения, упрощения, льготы

Минвостокразвития планирует доработать законопроект по целому ряду направлений. Так, оно намерено отразить в документе ряд аспектов, связанных с упрощением процедур захода морских судов в морские порты, вопросы портовой деятельности, транзита, деятельности в акватории портов.

Кроме того, предстоит найти решение для большого блока вопросов, связанных с упрощением градостроительной деятельности в части получения различных разрешений и согласований для строительства, включая строительство водных объектов.

Открытым остается вопрос о сроке безвизового пребывания в свободном порту для иностранных граждан. Изначально заявленный срок в 72 часа будет пересматриваться в сторону увеличения. «Возможно, счет пойдет даже не на часы, а на дни», – сказал представитель министерства.

Также разработан ряд изменений в воздушное законодательство – предложена реализация принципа «открытого неба».

В ходе последовавшего открытого обсуждения законопроекта о свободном порте участники заседания задали ряд вопросов и высказали предложения. Так, многих интересовало, смогут ли существующие предприятия стать резидентами свободного порта и получить соответствующие льготы.

По словам Павла Волкова, ограничений нет: если предприятие зарегистрировано на территории свободного порта и соответствует требованиям, прописанным в законопроекте, оно может стать резидентом.

– Вопрос лишь в мерах поддержки, которые получит резидент, – пояснил чиновник. – Конкретика по применению мер поддержки будет зависеть от видов деятельности предприятия, приниматься на уровне подзаконных актов и регулироваться наблюдательным советом свободного порта.

Особый экономический режим

Андрей Олейник, директор по розничному бизнесу «Альфа-Банка», задал вопрос о целевых показателях по экономическому развитию края, которые закладываются в механизм свободного порта.

В ответ мэр Владивостока Игорь Пушкарев озвучил данные предварительных расчетов, в соответствии с которыми эффект от законопроекта оценивается как утроение ВРП (валового регионального продукта) Приморского края в период до 2025 года.

– Эффект от статуса свободного порта – это развитие территории, рост экономики и, самое главное, закрепление здесь людей, увеличение численности населения. По предварительным расчетам, за 10 лет свободный порт утроит экономику Приморского края и даст экономический прирост на 34 процента в масштабах Дальневосточного федерального округа, – отметил Игорь Пушкарев.

Начальник отдела развития транспорта ДНИИМФ Михаил Холоша обратил внимание собравшихся, что целесообразно рассматривать свободный порт не как территорию, а как специальный экономический режим на этой территории.

Михаил Веселов, председатель комитета по местному самоуправлению, правопорядку и законности Думы города Владивостока, предложил включить в наблюдательный совет представителей бизнес-ассоциаций, упомянув при этом четыре, по его мнению, наиболее сильные объединения: Торгово-промышленная палата (ТПП), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), «Деловая Россия» и «Опора России». Он же призвал участников заседания приложить усилия и поддержать законопроект, чтобы он был принят в ускоренном режиме.

Эту идею поддержал и мэр Владивостока. По словам Игоря Пушкарева, было бы правильно постараться принять закон уже в весеннюю сессию, чтобы иметь возможность презентовать его на мероприятиях Восточного экономического форума, запланированных во Владивостоке в период с 12 по 15 августа текущего года.

– Нужны решительные шаги и быстрые результаты, – отметил Игорь Пушкарев.

Денис Катунцев, представитель южнокорейской компании POSCO, задал вопрос о том, будут ли в рамках свободного порта ускорены процедуры землеотвода и кто будет отслеживать применение тех условий работы резидентов, которые закладываются в законопроекте.

– Закон сформирует четкие требования к срокам выполнения тех или иных административных процедур в отношении резидентов свободного порта: согласование градостроительного плана, выдачу разрешения на строительство, землеотведение, – объяснил глава Владивостока. – Контролировать будет Наблюдательный совет, который возглавит вице-премьер правительства России. Решения Наблюдательного совета обязательны для всех органов власти, работающих на территории свободного порта.

Оксана Буняк, представитель международной компании «Сименс Финанс», спросила, сохранятся ли для резидентов свободного порта те программы государственной поддержки, которые существуют сейчас, и привела в пример федеральные мероприятия по субсидированию лизинговых и кредитных платежей. В ответ Павел Волков подчеркнул, что все федеральные программы сохраняют свое действие.

Андрей Устьянцев, представитель корейской компании HYUNDAI Electrosystems, уточнил, как товары, произведенные в Свободном порту Владивостока на основе импортных компонентов, могут быть далее перемещены на территорию Российской Федерации. Представитель Минвостокразвития в ответ разъяснил, что в этом отношении будут действовать соответствующие правила Евразийского экономического союза (ЕАЭС): при достижении определенного уровня переработки товар может быть беспошлинно ввезен с территории свободного порта на внутренний рынок ЕАЭС.