Не поймем – так привыкнем
«…Я, если надо, возьму автомат и пойду Родину защищать!» – примерно так один художник доказывал мне, что современное искусство – это удел не только тех, кто «летает в облаках», но еще и «настоящих мужиков»…
А разговор меж тем проходил в стенах Пушкинского театра – на первом во Владивостоке фестивале этого самого искусства. Некоторые его участники – отчасти в шутку, отчасти всерьез – уверяли: столь необычное место для фестиваля организаторы выбрали неслучайно – чтобы окружающие ни в коем случае не заподозрили, что здесь, в старинном здании, может проходить что-то, связанное с современным искусством. В качестве примера приводили опыт авангардных выставок советского периода, когда подобные экспозиции особо не афишировались, истинная суть происходящего открывалась лишь посвященным, а непосвященные, то есть обыватели, видели на экспозициях лишь нагромождение малопонятных картин и прочих «шедевров».
И у меня вопрос: неужели сегодня, в XXI веке, у нас все настолько плохо с современным искусством, что его авторы вынуждены опять уходить в подполье? Или им не очень-то оттуда хочется выходить?
С одной стороны, художников можно понять: вот так откроешь с утра новостные интернет-сайты, а там – «митрополит пожаловался на театральную постановку в прокуратуру, началось разбирательство», «известный местный блогер жестко высказался о проходящей на «Заре» выставке «Ее» и т.д., и т. п.
Я уже молчу о скромных экспериментах наших городских художников. Когда в прошлом году группа таких художников под покровом ночи клеила на асфальт улицы Славянской проволочных человечков, местные жители решили, что видят сатанинский ритуал. Наутро всех человечков от дорожного покрытия отодрали. А акция, между прочим, была актуальной – посвящена жертвам ожесточенных боев в украинском городе Славянске…
Отзывы о местном первом фестивале современного искусства, к слову, тоже были не особо лестными: многие задумки организаторов остались непонятыми, да они и сами не горели желанием что-то объяснять. В этом, кстати, и заключается большинство претензий к современному искусству: зрителю, как правило, предлагают самому решить, что хотел сказать автор. А зачастую разобраться, что там в голове у этого самого автора, как говорится, без бутылки невозможно…
Может, после пары-тройки таких вот фестивалей, выставок и провокационных уличных акций и мы постепенно к современному искусству привыкнем, а там, глядишь, и до понимания недалеко…
Автор: Антон ВАЛЬТОН