Туристской походкой к большим деньгам
В приграничном Суйфэньхэ в каждой торговой лавке можно встретить наших соотечественников. Город цветет, а еще десятилетие назад это была забытая китайским богом деревушка. Поток российских граждан с большими суммами долларов, юаней и рублей за товаром и на отдых (в отдельные дни границу пересекает в обоих направлениях более тысячи приморцев) превратил этот населенный пункт в крупный торгово-промышленный центр с развитой инфраструктурой.
В приграничном Суйфэньхэ в каждой торговой лавке можно встретить наших соотечественников. Город цветет, а еще десятилетие назад это была забытая китайским богом деревушка. Поток российских граждан с большими суммами долларов, юаней и рублей за товаром и на отдых (в отдельные дни границу пересекает в обоих направлениях более тысячи приморцев) превратил этот населенный пункт в крупный торгово-промышленный центр с развитой инфраструктурой.
Китайский город - нашенскийВ феврале здесь и вовсе был российский бенефис. В Суйфэньхэ прошла совместная торгово-туристическая ярмарка, которую приурочили к началу всекитайского Праздника фонарей. Преобладали в основном официальные власти и представители промышленных предприятий, торгово-закупочных и туристических организаций. Самым заметным русским оказался генеральный консул РФ в Шэньяне - столице провинции Ляонин Геннадий Павлушин.
В итоге были заключены новые контракты на торгово-экономическое сотрудничество. А это предполагает, что Суйфэньхэ будет и дальше развиваться на российские деньги. Только теперь в основной своей массе это будут не средства индивидуальных “челноков”, а промышленно-транспортно-торговых организаций и туристических фирм.
В прошлом году через Приморье совершено 250 тысяч поездок за границу. Более 150 тысяч пришлось на долю соседнего Китая. Быстро прогрессирующий в международном туризме Китай с 25-го места в мире за последние 5 лет переместился на 5-е. Для нашего края он является основным туристическим партнером. И хотя по-прежнему преобладают шоп-туры, все больше людей выезжает с познавательными и оздоровительными целями. К тому же добавился детский туризм.
Приморцы позволяют себе отдыхать на озере Цзинбоху, посещать курорт китайской зимней олимпийской сборной Ябули, выезжать для осмотра достопримечательностей Харбина - острова Солнца, парка имени Сталина, русского города, Пекина c его Великой Китайской стеной, императорскими дворцами и многочисленными храмами, южных городов КНР. Большой потенциал имеется у Даляня - города-побратима Владивостока с расположенным рядом Порт-Артуром и санаториями на берегу Желтого моря.
Провинция Цзилинь является “сухопутной” провинцией на северо-востоке Китая. Поэтому ее руководители настойчиво ищут прямые и удобные выходы к морю. Ближе, а значит и дешевле, расположены порты в Приморье. Поэтому Цзилинь ищет пути сближения с нашим краем. Настойчивость китайских партнеров принесла свои плоды. В марте во Владивостоке были заключены контракты по линии безвизового туризма между фирмами двух территорий. Также подписано соглашение о сотрудничестве государственных органов края и провинции в области развития международного туризма.
Мы не только “челноки”У Цзилинь и Приморья 200 километров границы. Однако особых контактов по линии экономического сотрудничества и туризма не наблюдалось. Были только шоп-туры российских “челноков” в приграничные городки и села. Более организованный поток стал появляться в прошлом году, после открытия компанией “Владивостокавиа” воздушного сообщения между Владивостоком и Чанчунем - столицей провинции, многомиллионным городом, мощным транспортным узлом с крупным промышленным потенциалом.
Однако надеяться на полноценное развитие отношений можно будет только с введением в строй железнодорожной ветки Краскино - Хуньчунь. Отрезок стальной магистрали в несколько десятков километров уже несколько лет не могут запустить по вине российской стороны. Может, это удастся сделать нынешней весной? Тогда китайские товары из северо-восточной части КНР пойдут через порты Зарубино, Посьет, Владивосток и Находку, в обратном направлении пойдут грузы из стран АТР в Европу.
Пока что китайская сторона готова вложить деньги в инвестиционные проекты по развитию туристической инфраструктуры края, объектов санитарно-курортного комплекса в Хасанском и ряде других районов. Это даст новый импульс для приграничного туризма и международной торговли.
Кстати, именно через Хасанский район проходит кратчайший путь для туристов из Южной Кореи до священной горы Пэктусан, расположенной на границе Китая и Северной Кореи. Можно не сомневаться, что этот маршрут будет пользоваться особой популярностью у жителей Республики Корея и этнических корейцев из других стран. По мнению специалистов, за счет развития транзитного туризма край мог бы получать до 15 миллионов долларов США ежегодно.
В 1996 году число приморцев, пересекавших западную границу, уменьшилось почти в 2 раза. Печально знаменитое 808-е постановление “О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности” на корню подкосило “челночный” бизнес.
Осталось пойти по миру210 тысяч выездов за рубеж осуществили в прошлом году приморцы. На втором месте после КНР по посещаемости стоит Южная Корея - 7 тысяч человек. Далее следуют Япония (туры за машинами) и Таиланд (путешествия на отдых) - по 6 тысяч. По-прежнему люди летают в Турцию, Грецию, Саудовскую Аравию (шоп-туры), Италию, Францию, Египет, Испанию (отдых), США, Англию, Австралию (образовательные туры). Всего наши соотечественники посетили 21 страну, в том числе такие экзотические, как Филиппины и Малайзия, острова Сайпан, Гавайские, Канарские и другие.
Россияне охотно выезжают за рубеж. А вот иностранцы особо не рвутся в Приморье, хотя определенный интерес и питают к нашему краю. Во всем мире современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей хозяйства. Она оказывает стимулирующее воздействие на развитие транспорта, связи, торговли, строительства, а также на гостиничный и развлекательный бизнес. К сожалению, на долю России с ее огромным потенциалом приходится менее 1,5 процента мирового туристского потока.
В западной части страны иностранцев привлекают вечные памятники Москвы, Санкт-Петербурга, Золотое кольцо и Кремль Новгорода Великого... В Приморье ситуация значительно хуже. Люди сюда не едут из-за низкого сервиса, отсутствия элементарных услуг, воды, нормальных дорог, сети сувенирных магазинов, нечеткой работы пунктов обмена валюты в праздничные и выходные дни, невозможности расчета по кредитным валютным карточкам... Смело можно сказать, что туризм как сфера бизнеса находится у нас пока в зачаточном состоянии.
Важным фактором сдерживания развития туризма в крае является затянувшийся из-за недостатка финансирования запуск международного терминала в аэропорту Владивосток. Введение его в строй позволит дополнительно создать до 2 тысяч новых рабочих мест - на транспорте, в сфере питания и гостиничного бизнеса, для проведения культурно-зрелищных и экскурсионных мероприятий. Поскольку таможенные и пограничные службы не могут качественно обслужить пассажиров, то даже имеющиеся рейсовые и чартерные зарубежные маршруты находятся под угрозой срыва.
И все-таки борьба за иностранного туриста в Приморье ведется. Администрация края разработала целую программу до 2005 года. Помимо реконструкции и обновления имеющихся объектов планируется строительство новых гостиниц в Находке и Владивостоке, туристско-сервисных станций в Полтавке и Сосновой Пади, баз для отдыхающих на юге Хасанского района. Но пока данные планы не имеют финансового обеспечения.
Эти проблемы касаются всего Дальнего Востока. Поэтому власти краев и областей готовят комплексную программу о развитии туризма в регионе. При поддержке Госкомитета по физкультуре и спорту ее внесут на рассмотрение в правительство. Возможно, федеральные структуры окажут необходимую финансовую помощь. А уж отдача не заставит себя долго ждать. Ведь не случайно в Приморье туризм за короткий срок среди всех отраслей народного хозяйства вышел на пятое место по вкладу в экономику края.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"