Пушкин от удивления приподнял бровь…

Современное искусство – дело нелегкое. И не всегда понятное

20 март 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3705 (39) от 20 март 2015

Фестиваль «Разморозка» поделил публику: кого-то разочаровал, кого-то вдохновил, но оставил после себя вопросы. Сами же художники и организаторы уверены: с поставленной задачей они справились. Так кто же из них прав?

На чем замешана «Разморозка»?

Авторы идеи фестиваля – творческое объединение «ДА» – решили после прошедшей зимы «разморозить» своим мероприятием владивостокскую публику с помощью необычных экспонатов, живого действия, а также общения с интересными людьми. С этой идеей они пришли на городской конкурс проектов «Молодежная инициатива», где и выиграли грант в 50 тыс. рублей на организацию мероприятия.

Уже одно только место проведения фестиваля вызывало удивление – Пушкинский театр. Но художникам настолько хорошо удалось «вписать» свои нестандартные работы в интерьеры прошлого, что их даже пригласили провести в этих стенах следующую «Разморозку», которая, несомненно, состоится, потому что, по ощущениям автора, «разморозить» удалось не всех.

Экспозиция фестиваля охватывала целых три этажа, полуподвальное помещение и лестничные пролеты. При этом здесь были выставлены как уже знакомые горожанам работы, так и совершенно новые, в том числе сделанные специально для «Разморозки» и конкретно для декораций Пушкинского театра. Как отметили ведущие торжественной части мероприятия, когда экспонаты только начали размещать в зале с портретом Александра Сергеевича, бровь классика на картине даже немного поднялась – от удивления…

Пришел, увидел… оценил?

– Сначала меня тоже удивило место проведения фестиваля, а потом я понял, что это своеобразная дань традициям: раньше ведь тоже выставки авангардного искусства проводились в полузакрытом режиме. Идеологические работники ничего в этом не понимали, и лишь люди «в теме» реально чувствовали эстетику происходящего, – поделился известный в городе художник и участник «Разморозки» Ильяс Зинатуллин. – Сегодня история повторяется в форме своеобразного фарса: к современному искусству в российском обществе относятся настороженно, поэтому снова сильна нонконформистская тенденция «ухода в подполье». Я благодарен администрации города за то, что она помогла организовать первое подобное мероприятие во Владивостоке.

«Уход в подполье», надо признать, получился зрелищным. Здесь предлагалось оценить сразу все возможные виды современного искусства – от фотографий известного во Владивостоке фотографа Михаила Павина и деревянной скульптуры Лео Зеленева (автора обновленной мозаики на фонтане на набережной Спортивной гавани и, между прочим, стильного диванчика газеты «Владивосток» в сквере Суханова) до созданных специально для «Разморозки» работ питерской художницы Pailina и необычных театральных постановок. Всего в фестивале участвовало более 15 авторов.

Помимо «статичных» экспонатов были здесь и так называемые перформансы (форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художников). На театральном перформансе его авторы демонстрировали видеоролик, на котором белорусские актеры читали пьесу «Трусы». Скандальное произведение с говорящим названием, которым пытались «разморозить» владивостокцев, никто досмотреть до конца так и не смог. Авторы не растерялись и на второй день устроили своеобразные «похороны» вчерашнего спектакля. На этот раз они показывали, как готовили помещение к прошедшему перформансу: с помощью подручных средств превращали аудиторию в ледяной куб, особо выделяя на ее фоне экран, расставляя мебель, подбирая себе гардероб и т.д. Как ни странно, но эта «постановка» вызвала у публики куда больший интерес…

– В Россию современное искусство пришло довольно поздно и сегодня находится в стадии накопления, – комментирует хозяйка галереи «Арка» Вера Глазкова. – В этом плане фестиваль «Разморозка» очень важен для Владивостока – он показывает, что современное искусство у нас есть, и предлагает оценить его во всем многообразии.

Обсудить и сделать выводы

Как уже было сказано, фестиваль современного искусства «Разморозка» – первое подобное мероприятие в нашем городе и потому особым размахом похвастать не могло. Однако на нем удалось наладить плодотворный культурный диалог.

Например, работы корифеев и восходящих звезд представителей разных поколений размещались совсем рядом. Так, по соседству с выставкой творческой группы «Муралс» (большинство работ которой – фотографии авторских граффити и татуировок) разместилась коллекция стилизованных инструкций по эвакуации «План действий» художника Ильяса Зинатуллина. К такому соседству известный автор относится с юмором: кому не интересно привлечь на свою сторону молодых?

К разговору приглашали и самого зрителя. Например, холл Пушкинского театра украшали небольшие рисунки, намеренно выполненные в духе примитивизма – с надписями «от руки», нечеткими линиями, вырезками из газет и журналов. При этом, если присмотреться внимательно, становится понятно: автор затрагивает серьезные для общества темы – уборку территорий, украшение улиц, даже вырубку деревьев.

– Одна из целей моего проекта – взаимодействие со зрителем. Я специально занизил уровень качества, таким образом провоцируя зрителя выйти на улицы города и сделать их лучше, – делится размышлениями художник К. Кирилл (под таким псевдонимом свои работы представил молодой автор Кирилл Крючков).

В диалоге также приняли участие и представители управления по делам молодежи городской администрации, которые с интересом следили за ходом публичной конференции на тему современного искусства во Владивостоке.

– Для нашего управления важно наладить диалог с молодежными творческими сообществами. В этом плане нам помогают такие посредники, как творческое объединение «ДА», – говорит начальник отдела управления по делам молодежи Юлия Дмитриева. – Благодаря их фестивалю мы узнали, чего не хватает молодым художникам в нашем городе, и это дало нам богатую пищу для размышлений.

И напоследок. Автору этих строк хотелось бы пожелать организаторам в следующий раз «разморозить» не только зрителей и художников, но и самих себя. Помимо восторженных отзывов, фестиваль получил в свой адрес и немало критики, связанной не столько с «трудноусвояемостью» современного искусства, сколько с невниманием к зрителю. Практически не было экскурсий по экспозиции, поэтому цели «Разморозки», как и мотивы авторов представленных работ, остались для большей части публики непонятыми. Организаторы, по их словам, хотели оставить трактовку произведений на суд самих зрителей, а в итоге скорее дезориентировали их, чем вдохновили.

Однако, судя по тому, насколько внимательно здесь отнеслись к сбору мнений о мероприятии, следующая «Разморозка» станет ближе к зрителю.

    

Автор: Антон ВАЛЬТОН