«Заурядное» преступление
Претендент на вора в законе погорел на старой «японке»
Уголовное дело № 1-45/14, рассматриваемое Первомайским районным судом Владивостока в декабре прошлого года, не получило широкой общественной огласки. Потому как в нашем 25-м «праворульном» регионе случаются дела гораздо серьезнее. А здесь – мелочь, похищение чужого автомобиля. И даже не «Лексуса» или «Мерседеса» новой модели, а потрепанной «Тойоты-Краун» 1999 года выпуска. Но оно имело продолжение…
Подробности расследования этого «заурядного» преступления сообщил «В» высокопоставленный офицер одной из силовых структур. Для конспирации назовем его майором. Некоторые имена и фамилии персонажей изменены.
Все было под контролем
В марте 2012 года в отделение полиции по Первомайскому району поступило заявление от Виктора Белозерского о нападении на него шести человек, которые отобрали у него автомобиль «Тойота-Краун», документы на машину, гражданский паспорт и 300 тысяч рублей. Угрожая физической расправой, злоумышленники вымогали у него еще 350 тысяч рублей. Имена некоторых обидчиков потерпевший знал, и это ускорило раскрытие преступления.
За неделю до описываемых событий Белозерский поступил не по-джентльменски с неким Алексеем Жоровым – отговорил своего знакомого Юрия Сатраева покупать у Жорова машину без проверки двигателя и тщательного осмотра кузова. А через два дня предложил Сартаеву купить свою «Тойоту-Краун», находившуюся в Артеме на стоянке. Узнав об этой сделке (мир не без добрых людей), Жоров взбесился. Позвонил Белозерскому. Разговор получился жестким.
Между тем Сартаев попросил Белозерского пригнать «Краун» во Владивосток на улицу Харьковскую, чтобы посмотреть ее техническое состояние и там же рассчитаться. 27 февраля Белозерский приехал по указанному адресу в 23 часа 40 минут. Увидел на крыльце кафе Жорова и сразу понял: западня.
Из показаний потерпевшего:
– В помещении меня отвели к столику, за которым сидело шесть человек. В том числе Жоров и Илес Точиев. Именно они били меня по голове. Мне разбили нос, забрали ключи от машины и приказали пригнать во Владивосток «Лексус», который также находился в Артеме. Мне угрожали физической расправой, я понимал, что эти люди не шутят, поэтому согласился. Когда я вышел из кафе, то моей автомашины «Тойота-Краун» на парковке уже не было. В сумочке между сиденьями лежали деньги, 300 тысяч рублей, в бардачке – мой гражданский паспорт и документы на машину.
– Позже следствие установит, что ключи от «Тойоты-Краун» у избитого Белозерского выхватил Юсуп Хамхоев. Каждый из преступников действовал по предварительному сговору и согласно отведенной ему роли. Также в баре находились их подельники – Тухан Хамхоев, Владимир Погребешный и Алексей Круцука, он же Лелик. Из всей группировки официально трудоустроен был только 26-летний Илес Точиев. Погребешный и Круцука приехали во Владивосток из Арсеньева, Жоров по прозвищу Леня Пухлый – из Комсомольска-на-Амуре, остальные – из Республики Ингушетия, – рассказал «В» информированный источник. – По данным хабаровской полиции, Хамхоевы, Жоров и Точиев составляли костяк организованной преступной группировки (ОПГ) «Хамхоевых». За ними тянулся шлейф преступлений, совершенных на территории всего региона. Когда они прибыли во Владивосток, оперативники сразу же установили адреса их проживания. Иными словами, у нас все было под контролем.
Не имел права решать вопросы
… В Артем Белозерского повезли Точиев и Погребешный на автомашине «Тойота-Виндом». За рулем сидел незнакомый Виктору парень, явно неславянской внешности. Пока ехали, Погребешный вытащил из-за пояса пистолет, внешне похожий на пистолет марки «ПМ», достал из него обойму с патронами…
– Попробуешь убежать, Вован знает, что с тобой делать, – пояснил пленнику Точиев. – Вывезем в лес, грохнем и закопаем. Нам на тебя пуль не жалко.
Во Владивосток возвращались уже на «Лексусе», который вел Белозерский. По приезде выяснилось: дорогой внедорожник Виктору не принадлежит и ездит он на нем по доверенности. Поэтому бандиты не стали забирать машину, а потребовали со своей жертвы 350 тысяч рублей – за то, что тот «неправильно» с ними разговаривал.
– Ты не имел права решать чьи-то вопросы во Владивостоке, поэтому о «Крауне» можешь забыть. Мы у тебя его отмели, – постановил Тухан Хамхоев.
На сбор нужной суммы Белозерскому дали три дня. Деньги он должен был отдать Тухану Хамхоеву частями: сначала 150 тысяч рублей, затем 200 тысяч рублей. Пришлось согласиться – жить-то хочется... Для «закрепления урока» Точиев и Жоров ударили его еще пару раз по лицу, а потом отпустили. Предупредив, что найдут и прибьют, если кинет. Позже, на суде, Белозерский заявит, что главная роль в этих событиях была у Тухана Хамхоева.
На другой день Виктору позвонил один из бандитов: уточнял, когда их жертва привезет деньги. Белозерский послал его подальше и потребовал вернуть машину. В ответ из трубки понеслись маты и угрозы. Не дожидаясь их выполнения, потерпевший обратился в полицию.
Забыли русский язык
– Мы знали адреса вымогателей, поэтому не было особых проблем с их задержанием. Все шестеро были помещены в следственный изолятор во Владивостоке. Правда, Точиев, когда к нему домой нагрянули полицейские, попытался бежать: выпрыгнул из окна и скрылся. Позже его нашли в одной из больниц города с переломом ног. Приставили к нему охрану: опасались, что беглеца могут похитить.
Во время обысков в квартирах задержанных было изъято пять единиц незарегистрированного травматического оружия и 65 патронов калибра 5,6 миллиметра. В том числе пистолет, которым угрожали Белозерскому. Также был найден похищенный автомобиль «Тойота-Краун», – рассказал «В» майор.
Для полного пресечения деятельности ОПГ «Хамхоевых» были произведены обыски у друзей и приятелей преступников. Огнестрельного оружия и боеприпасов у них не обнаружили. Зато было закрыто несколько подпольных казино в Арсеньеве, принадлежащих ближайшему окружению Хамхоевых. Что значительно ослабило финансовую базу преступной группировки.
Оперативники сумели получить важные доказательства вины злоумышленников. В то же время адвокаты обвиняемых всячески пытались тормозить следствие, забрасывая прокуратуру и Следственный комитет жалобами на якобы «неправомерное угнетение представителей ингушского народа». А также на давление со стороны сотрудников оперативного подразделения УМВД РФ по Приморскому краю, чего в действительности не было. Во время следствия граждане Республики Ингушетия срочно забыли русский язык, поэтому для общения с ними пришлось вызывать переводчика с их исторической родины. Дабы не ущемлять права обвиняемых.
Суд признал членов ОПГ «Хамхоевых» виновными в совершении инкриминируемых преступлений. Алексей Жоров и Тухан Хамхоев получили по 2 года и 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Илес Точиев, Владимир Погребешный и Алексей Круцука – по 2 года и 9 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Юсуп Хамхоев до суда не дожил. Он умер в СИЗО-1 в сентябре 2014 года. Причина смерти – острый инфаркт миокарда. Поэтому уголовное дело в отношении него было прекращено.
Интересно, что в ходе судебных заседаний Белозерский не смог внятно объяснить происхождение 300 тысяч рублей, которые, как он утверждал, находились в бардачке его машины «Тойота-Краун». Он также не пояснил, кому эти деньги принадлежали и кому предназначались. Более того, наличие этой суммы в автомобиле не нашло подтверждения в суде. Как, впрочем, и ее похищение. Свидетель, на которого ссылался потерпевший, видел только пакет в бардачке авто, но что в нем, не знал. Поэтому суд усомнился в существовании денег и исключил факт их хищения из обвинения.
Из грязи в князи?
Между тем точку в этой истории ставить рано. Как рассказал «В» информированный источник, по оперативным данным, назревает конфликт в криминальном сообществе края, вызванном переделом сфер влияния между преступными группировками. Противоборствующими сторонами выступают, с одной стороны, организованное преступное сообщество «Общак» и так называемая группировка «Ломовских», с другой – спортивные ОПГ городов Арсеньева и Спасска-Дальнего, а также ОПГ «Хамхоевых», в составе которой преимущественно лица ингушской национальности.
– В отношении ОПГ «Хамхоевых», действующей на территории Владивостока, получена информация, что ее члены занимаются вымогательством, грабежами, разбойными нападениями. При этом бандиты используют огнестрельное оружие. Тухан Хамхоев и Алексей Жоров именуются «бродягами» – это высококотируемое звание в криминальном сообществе. Находясь в СИЗО-1, Жоров был «смотрящим за изолятором», – говорит майор. – По имеющимся данным, Тухан Хамхоев после освобождения планирует получить в Москве от криминальных авторитетов «звание» вора в законе и «должность» ответственного за Дальневосточный регион – для организации в Приморье иерархичной преступной структуры и последующего контроля финансовых потоков, полученных от деятельности криминальных и коммерческих структур в ДВФО и в Приморском крае в частности. Наверное, это было бы возможно, если бы не одно большое «но». В свое время Тухан Хамхоев служил в российской армии с декабря 1999 по ноябрь 2001 года. А по воровским понятиям человек, имеющий когда-либо официальные отношения с государством, не может быть вором в законе. Кроме отношений в суде, разумеется. Хочу отметить, что свободолюбивое Приморье никогда не было под чьей-то единой криминальной пятой. В отличие от «архаичного» Хабаровска. Ворам в законе это тоже надо учитывать.
При подготовке публикации использованы документы уголовного дела № 1-45/14, приговор Первореченского районного суда Владивостока, оперативные документы.
Комментарий специалиста
Александр Сухаренко, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности:
– По итогам 2014 года полицейскими Приморья было выявлено 230 преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, а также 183 их участника. Несмотря на рост раскрываемости, подавляющее большинство выявленных преступлений носит общеуголовный характер (кражи, грабежи, разбои, вымогательство, сутенерство). Раскрываемость же экономических и коррупционных преступлений, совершаемых членами ОПГ, оставляет желать лучшего. В прошлом году была пресечена деятельность всего шести ОПГ, занимавшихся незаконными рубками леса. Не внушают оптимизма и результаты борьбы с этнической оргпреступностью. Так, за указанный период было выявлено всего 127 тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных иностранцами. Поэтому направляемые в суд уголовные дела в отношении лидеров и активных участников этнических ОПГ относятся к разряду «штучных».
Что касается возможного противостояния ОПГ «Общак» и местных преступных формирований, то маловероятно, что это обернется кровопролитными разборками. Приморье давно относится к так называемой красной зоне, где власть находится в руках чиновников, которые в силу грядущих масштабных преобразований в регионе вряд ли допустят нагнетание криминальной напряженности.
Автор: Сергей КОЖИН