Дума попыталась вскочить в вагон уходящего поезда владивостокских выборов

Да простят нас депутаты, но на последнем своем заседании они рассмотрели ряд вопросов, которые, как нам кажется, можно с уверенностью отнести к разряду “политических”. И хотя сами избранники с таким определением не согласились, заявляя, что пишут законы, руководствуясь не сиюминутными нуждами - а исключительно и “на века”, позволим себе с ними не согласиться. Опыт законотворчества их предшественников свидетельствует - нередко законы пишутся именно под “текущий момент” и исходя из сиюминутной политической конъюнктуры.

6 май 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №370 от 6 май 1998

Да простят нас депутаты, но на последнем своем заседании они рассмотрели ряд вопросов, которые, как нам кажется, можно с уверенностью отнести к разряду “политических”. И хотя сами избранники с таким определением не согласились, заявляя, что пишут законы, руководствуясь не сиюминутными нуждами - а исключительно и “на века”, позволим себе с ними не согласиться. Опыт законотворчества их предшественников свидетельствует - нередко законы пишутся именно под “текущий момент” и исходя из сиюминутной политической конъюнктуры.

Итак, 29 и 30 апреля на двух своих заседаниях краевая дума рассматривала ряд вопросов, касающихся муниципальных выборов. Совпадение, конечно, случайно, но именно в эти дни - 29-го и 30-го Ленинский районный суд рассматривал жалобы горизбиркома по ряду постановлений Виктора Черепкова на ту же горячую тему. Вполне вероятно, что в точке “Х” два этих события пересекутся.

25-процентный барьер явки

Само появление этого вопроса в повестке дня заседания думы уже свидетельствует о его актуальности для депутатов, что объясняется не чем иным, как грядущими выборами во Владивостоке. Впрочем, и сами депутаты, дискутируя, не раз прибегали к прозрачным аналогиям из новейшей политистории краевого центра. Мол, недопустимо, чтоб на такие должности человек избирался ничтожным числом избирателей. Внеся соответствующие поправки в законы “О выборах глав муниципальных образований в ПК” и “О выборах в органы местного самоуправления в ПК”, депутаты восстановили необходимый для муниципальных выборов 25-процентный барьер явки избирателей на участки. Тем самым как бы нейтрализовали наиболее активных голосовальщиков (далеко не всегда адекватно отражающих умонастроения всего населения), вовлекая в процесс выборов более широкие народные массы. Если вспомнить, что в свое время этот самый барьер был снят приморскими депутатами в канун “непроходных” районных выборов во Владивостоке, то историческая аналогия достаточно прозрачна.

Двухтурка на выборах мэра

Эта поправка в краевой закон “О выборах глав муниципальных образований в ПК” также по логике неразрывна с грядущими выборами мэра Владивостока. В результате отныне выборы глав предписано проводить в два тура. То есть если при первой попытке никто из кандидатов не набрал более 50 процентов голосов избирателей, два наиболее отличившихся выходят в финал.

По сути “двухтурка” доброе дело: избирателю, заплутавшему среди 10 (20-?) сосен, куда проще будет сориентироваться между двумя. Однако применительно к нашему случаю это ведет к установлению режима меньшего благоприятствования действующему мэру Владивостока, ведь распыленный на первом этапе электорат, не поддерживающий Черепкова, на втором - сконцентрируется вокруг его конкурента.

Об административно-территориальном делении

Эта поправка депутатам далась нелегко, так как история давняя и также не без политического подтекста. Он связан все с тем же конфликтом вокруг выборов в “распущенных” мэром районах Владивостока. Если вы помните, то симпатизируя одной из сторон, прежняя дума накануне очередной предвыборной схватки объявила районы города муниципальными образованиями. Дума нынешняя, понимая тупиковость создавшейся в городе ситуации, изъяла из соответствующего закона (“Об административно-территориальном устройстве ПК”) лишь одну фразу - о том, что районы Владивостока являются “муниципальными образованиями”.

Пересекутся ли дума и выборы?

Итак, с одной стороны, Ленинский суд накануне праздника рассмотрел поступившие на Черепкова жалобы и отменил сразу 5 его постановлений. 390-е - об ограничении полномочий комиссии Гринченко (подобные действия совершаются по решению суда, но никак не по воле пусть даже первого в городе начальника). 505-е отменено в пользу ранее принятого горизбиркомом решения о проведении выборов в думу 12 июля. Постановление № 506 аннулировано лишь в части, предписывающей создание нового избиркома. Соответственно отменены и документы под номером 550 и 551.

В результате на сегодняшний день мы имеем назначенные на 5 июля выборы мэра Владивостока, назначенные на 12 июля выборы в городскую думу - и те и другие, в соответствии с решением суда, предстоит обслуживать избирательной комиссии Гринченко.

Мы также имеем поправки думы, которые, как и любой закон, вроде бы не имеют обратной силы. Однако обратим внимание на не случайно оброненное Ильей Гринченко замечание: вполне вероятно, что и двухтурка, и 25-процентный барьер заработают уже на нынешних выборах, так как поправки эти касаются лишь процедуры подведения итогов выборов и никак не влияют на сам процесс.

Ну а если Гринченко все-таки прав и депутаты со своими поправками успевали впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда городских выборов? Можно с уверенностью утверждать - 25-процентный барьер избиратель преодолеет лишь на выборах мэра. Вряд ли много найдется желающих в самый разгар дачной поры тратить второй выходной подряд на топтание возле урн. Так что 12 июля этот самый процентный барьер может оказаться для города непреодолимым.

Заработает ли поправка к закону “Об административно-территориальном устройстве”? Здесь ситуация еще более странная: в трех районах Владивостока уже назначены выборы и идет избирательная кампания кандидатов в органы, которые думой фактически упразднены.