Звезда корабелов взойдет на востоке
Приморье по факту становится точкой роста экономики страны. Так, уже в следующем году Большой Камень станет центром гражданского судостроения России.
…Месяца не прошло, как вслед за полпредом президента в ДВФО вице-премьером Юрием Трутневым на завод «Звезда» в Большой Камень приехал заместитель председателя правительства РФ председатель коллегии Военно-промышленной комиссии, Морской коллегии России и Государственной комиссии по Арктике Дмитрий Рогозин.
Дмитрий Олегович в Большом Камне сам объяснил причину повышенного внимания федеральных чиновников в Приморье: «В ноябре минувшего года президент России дал негативную оценку темпам создания судостроительного кластера на Дальнем Востоке. Тогда разговор велся на повышенных тонах. Поскольку это касается экономических интересов России – в судостроении, в освоении природных ресурсов в Арктике, в развитии Дальнего Востока, в повышении оборонно-промышленного комплекса и безопасности страны. За прошедшие месяцы подготовлены и подписаны поручения со стороны президента и председателя правительства, определено и ведется финансирование. Уже сформирован государственный заказ не только на военное, но и на гражданское судостроение на ближайшие годы. Заявки касаются ледокольного, танкерного, сухогрузного флота, а в перспективе – пассажирского и коммерческого флота. До сих пор такие суда строились в Германии, Финляндии, Южной Корее и Норвегии. Россия отправляла за рубеж огромные суммы в валюте на выполнение необходимых заказов. Теперь такой флот будут делать в Приморье, деньги останутся в нашей стране. Мы лучше притормозим разработку шельфовых месторождений, но добывать в дальнейшем ресурсы будем с помощью построенного в России флота. Уже все расписано по годам, по судам, по их техническим характеристикам. Закладка первого судна состоится уже в начале следующего года.
Хочу узнать, готовы ли мы к столь масштабной работе?»
Санкции нам не помеха
Чтобы уложиться в столь жесткие сроки, новая верфь «Звезда» должна быть сдана к концу текущего года. О том, что уже сделано и в каком направлении ведется дальнейшая работа, вице-премьеру рассказали заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дутов и президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.
Однако главный ответ держал генеральный директор действующего завода «Звезда» Юрий Фильченок, поскольку именно он в курсе всех событий.
– Несмотря на прошлогодние сбои в финансировании, фатальных отставаний или срывов в работе нет, – подчеркнул Юрий Фильченок. – Международные санкции (Объединенная судостроительная корпорация также попала под западные санкции. – Прим. ред.) не повлияли на график строительства новой верфи.
Все контракты на поставку зарубежного оборудования были заключены еще до их введения, и западные партнеры исправно выполняют условия договоров – они сами в этом заинтересованы.
Наши германские и финские партнеры задействованы на блоке корпусных производств и завершают работы по ранее заключенным контрактам. Мы надеемся, что и в будущем они будут трудиться вместе с нами, потому что эти фирмы, являющиеся мировыми лидерами, оценили перспективы сотрудничества с нами.
Основным поставщиком технологического оборудования для верфи стала германская компания IMG. Она уже поставила 95 процентов предусмотренного контрактом объема техники и деталей машин, из которых 65 процентов оборудования на сегодняшний день смонтировано. Оставшийся груз доставлен с завода-изготовителя в порт Гамбурга в ожидании подхода судна на Дальний Восток.
Графики строительства на 2015 год полностью утверждены. Более того, первая сумма в размере двух млрд рублей (о необходимости которой шла речь на совещании Юрия Трутнева в Большом Камне 29 января. – Прим. ред.) для финансирования строительства получена от компании «Роснефть». Средства пойдут прежде всего на финансирование финишных работ в почти построенном корпусообрабатывающем цехе, а также на оплату строительства достроечного стапеля, вспомогательных цехов и участков насыщения будущих судов, – завершил доклад Юрий Фильченок.
Кадры решают все
В настоящее время завершается формирование костяка корабелов будущей верфи. В Большом Камне собирают лучшие кадры, подтягивают специалистов из всего Приморья и Дальнего Востока, других регионов России. Сейчас это порядка ста профессионалов.
Одновременно увеличивается коллектив и на возведении самой верфи, к лету здесь будет работать до тысячи сотрудников.
Для работы на строительстве и позже на самой новой верфи «Звезда» предполагается привлекать специалистов из КНР и Республики Корея, а также из Крыма, Северодвинска и Санкт-Петербурга. При этом основной упор предполагается сделать на подготовку местных кадров. Соотношение будет таким: штат на 60 процентов будет состоять из местного населения, остальное восполнят приезжающие вахтовым методом.
Предполагается, что местные кадры будет готовить образовательный центр, который создан на базе Дальневосточного судостроительного колледжа.
Для приезжих в Большом Камне есть три общежития и около 120 ведомственных квартир.
Для закрепления кадров в Большом Камне планируется построить несколько (не менее трех. – Прим. ред.) жилых микрорайонов. В строительстве жилья будут принимать участие местные власти, компания «Роснефть» и Объединенная судостроительная корпорация.
Средняя зарплата на предприятии достаточно высока по российским меркам. Например, размер оплаты труда может позволить квалифицированным сотрудникам участвовать в ипотечных программах.
На первом этапе намечено построить 350 квартир для специалистов «Звезды». В течение шести месяцев планируется определить конкретный объем и источники финансирования, а с 2016 года начать строительство жилья.
Возводимые микрорайоны будут полностью обеспечены социальной инфраструктурой. За счет краевого бюджета возведут школу и детский сад.
В настоящий момент по поручению заместителя председателя правительства России Дмитрия Рогозина рассматривается вопрос о включении Большого Камня в список территорий опережающего развития.
Время пошло
Зампред Дмитрий Рогозин дал указание к концу нынешнего года завершить основные работы по созданию новой верфи в Приморье. Бизнес-план согласован с «Роснефтью», ОСК, финансовыми институтами.
Первыми в Дальневосточном центре судостроения и судоремонта введут в строй к 1 января 2016 года корпусообрабатывающий и окрасочный цеха. Далее к сдаче подготовят инжиниринговый центр и тяжелый стапель. Они позволят приступить к строительству судов дедвейтом до 300 тысяч тонн уже следующей зимой.
Проект создания судостроительного кластера в Приморском крае оценивается в 129 млрд рублей инвестиций на всех этапах строительства.
Первенца отправят на обслугу
Гендиректор Дальневосточного завода «Звезда» Юрий Фильченок ответил на вопрос корреспондента «В» о первом судне.
Им станет снабженец для шельфовых месторождений «Роснефти». Строительство судов усиленного ледового класса необходимо для обеспечения разведочного бурения на российском шельфе Восточной Арктики и в Охотском море. Это суда, которые в условиях продолжительной зимы, льдов, торосов, штормов обеспечивают разведочные буровые платформы топливом, продуктами, водой, запасными частями, осуществляют смену рабочих и инженеров, ведут ледовую разведку и выполняют функции спасателей. А потом они пригодятся для обслуживания добывающих платформ.
В следующем году НК «Роснефть» планирует заказать новому предприятию первую партию из четырех судов – арктических снабженцев.
Все силы на оборону
Важными вопросами, которыми также занимался на «Звезде» заместитель председателя правительства РФ, стали поддержание боеготовности атомного подводного флота и ремонт кораблей ТОФ.
На заводе вице-премьер в сопровождении командующего Тихоокеанским флотом адмирала Сергея Авакянца побывал в эллинге и на пирсе, где размещены для текущего и среднего ремонта атомные многоцелевые подводные лодки ТОФ. Ему рассказали, что недавно подводный крейсер К-150 «Томск» после многолетней модернизации на «Звезде» вновь вступил в строй и его экипаж остался доволен качеством капремонта. Сейчас в стадии реконструкции находится еще ряд крейсеров. По мере их выхода в море с Камчатки будут приходить следующие атомные подлодки на ремонт.
Ну как же без «Мистралей»?
В кулуарах завода «Звезда» журналист «В» пытался узнать последние новости о судьбе вертолетоносцев-доков типа «Мистраль» – «Владивостоке» и «Севастополе», которые Франция должна поставить России.
– Дмитрий Олегович пока взял паузу и не комментирует сегодняшнюю ситуацию по «Мистралям», – сказал корреспонденту «В» пресс-секретарь Рогозина Никита Анисимов. – Мы не подгоняем события, надеемся на их естественное разрешение. Россия пока не подавала в суд по поводу непоставки в оговоренный срок корабля «Владивосток». Даже предварительных оценок ущерба в арбитражных судах пока не ведется. Россия надеется продолжить диалог с Францией (на которую давят США и Великобритания – Прим. ред.). Приоритетным направлением в данном вопросе для нас является дипломатия. Как вы знаете, Россию устроит любой вариант развития событий – усиление нашей военно-морской мощи за счет «Мистралей» или возвращение денег на их постройку уже вместе с полученными технологиями.
– Нашей стране постоянно не везет на боевые корабли с названием «Владивосток», в отличие от судов гражданского назначения – ледокола, плавбазы, сухогруза и пассажирского судна, – напомнил читателям «В» гендиректор Дальневосточного завода «Звезда» Юрий Фильченок. – Авианесущий крейсер «Владивосток» так и не достроен (его должны были построить в украинском Николаеве к началу 90-х прошлого века. – Прим. авт.), большой противолодочный корабль под таким же названием пробыл в составе ТОФ всего семь лет (1970 – 1977 гг. – Прим. авт.)и отправился «на гвозди», хотя его однотипные собратья БПК служили значительно дольше. Теперь вот злополучный «Мистраль»…
Присутствовавшие на «Звезде» старшие офицеры ТОФ в неофициальных разговорах с журналистом «В» подчеркнули, что «Мистрали», по большому счету, нам не нужны. Они не вписываются в нынешнюю оборонную стратегию России. Эти корабли служат для устрашения или нападения. А мы никому не угрожаем, но лишь защищаем свои интересы. С помощью «Мистралей» можно представлять российский триколор и Андреевский флаг в разных уголках мира, но только ради этого нет смысла тратить большие деньги на их содержание. По большому счету, наша страна в состоянии построить собственные вертолетоносцы или десантные корабли большого водоизмещения. Они будут менее затратны в обслуживании, но зато адаптированы под наше оружие, вертолеты и системы управления.
К положительным моментам заказа «Мистралей» можно отнести лишь строительство причальных стенок и инфраструктуры под них в бухте Улисс во Владивостоке. В свое время в состав ТОФ входили авианесущие крейсера «Минск» и «Новороссийск». Из-за отсутствия береговой базы корабли вне боевых и учебных походов находились на внешнем рейде в бухте Стрелок. Из-за этого их ресурс выработался гораздо быстрее запланированного, поэтому они через посредников в Южной Корее были проданы в Китай якобы на металлолом. Но в пределах ближайших 7–10 лет для ТОФ построят современный авианесущий крейсер, его уже будет ждать иная судьба. Поскольку появится новая инфраструктура жизнеобеспечения кораблей первого ранга на берегу.
Московским чиновникам поставят палатки на космодроме
Во Владивосток Дмитрий Рогозин прилетел из Благовещенска. В Приамурье он побывал на строительной площадке космодрома Восточный. К концу года с нового космодрома запланирован первый запуск ракеты с космическим аппаратом. Поскольку строители выпадают из сроков сдачи объекта, вице-премьер сделал громкое заявление: разбить на строительной площадке палаточный лагерь и всем ответственным за стройку чиновникам из Москвы и Хабаровска в двухнедельный срок перебраться на будущий космодром.
В Приморье вице-премьер также поинтересовался подготовкой сил слежения и сопровождения ракетных пусков и самих космических аппаратов. Для этого задействуют корабли Тихоокеанского флота и наземную станцию в Октябрьском районе. Их модернизация ведется в соответствии с графиком. Корабли ТОФ также будут обеспечивать возвращение космонавтов с орбиты в случае их приводнения в Тихом океане. Эти вопросы у вице-премьера нареканий не вызвали.
Автор: Николай КУТЕНКИХ