Как алгебра с гармонией сдружились

Почему Елена Никитина не завидует начальникам и мечтает о телескопе

25 февр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3692 (26) от 25 февр. 2015

Март во Владивостоке пройдет под знаком франкофонии – любви к языку и культуре Франции и ко всему французскому вообще. Это стало у нас уже почти традицией.

А повелось все с того, что 20 марта во всем мире (и в России тоже) отмечают День французского языка. День тут – понятие условное, на самом деле к этой дате приурочено множество интереснейших мероприятий.

В Приморской краевой филармонии будет петь знаменитая певица Изабель Важра. Со всего Дальнего Востока съедутся исполнители на конкурс французской песни. Пройдет и конкурс для преподавателей и студентов, изучающих французский язык, он будет состоять из заочной и очной части, главный приз – стажировка во Франции.

И как всегда, в центре всех этих событий будет находиться «Альянс-Франсез Владивосток» – организация, с первых дней появления в нашем городе ставшая одним из очагов культуры и генератором интересных идей. Уже шестой год возглавляет ее Елена Никитина – художница, преподаватель французского языка. Удивительная женщина, сумевшая доказать, что в одном человеке могут уживаться гармония и алгебра, творческая натура и прекрасный администратор.

Встречай авантюристку, Владивосток

– Лена, вы, наверное, с детства мечтали быть художницей?

– Я долго не могла определиться с профессией. Отличница в сельской школе в Сибири – да меня все учителя мечтали увидеть в роли продолжательницы их дела, от химика до литератора. В общем, когда действительно остро встал вопрос, куда же нести свой аттестат с золотой медалью, я с мамой посоветовалась. Она привела в пример односельчанку, которая окончила иняз и поехала на работу в Алжир. «Хочу за границу!» – решила я и поступила в Иркутский педагогический институт иностранных языков. На французское отделение. Этот язык мы учили в школе.

Училась с интересом, но точно понимала, что работать в школе не хочу. Не мое это… И мы с подругой (дабы избежать распределения) поступили, я бы сказала, как самые настоящие авантюристки: получили дипломы и рванули на край света – во Владивосток. Выбрали этот город по двум причинам: я хотела жить у моря, а у подруги здесь жила сестра. Мы взяли гитару, два рюкзака, собаку-болонку. И уехали.

– Подождите, а как же любовь к искусству, стремление творить? Когда оно проявилось?

– Вообще, рисовала – понемножку, на уровне оформления стенгазет – я всегда. Со школьных времен. Но заниматься живописью начала именно во Владивостоке. Это вообще история забавная…

Во Владивостоке я почти никого не знала. А хотелось общаться, мы же молодые девчонки были. Я решила: пора найти друзей. И рассудила: искать надо по интересам. А какой у меня интерес? Рисование! И пришла не куда-нибудь, а прямо в Приморское отделение Союза художников, в кабинет к председателю. Там какие-то мужчины солидные сидели, а я с места в карьер: «Где во Владивостоке можно научиться рисовать таким, как я?» Представляете? Но меня не высмеяли, а рассказали, что в ДКЖД есть народная студия, которую ведет художник Григорий Цаплин, осенью начнутся занятия.

Пошла я в ДКЖД. Блуждала по тамошним коридорам, студию Цаплина не нашла, но толкнула какую-то дверь и оказалась в мастерской Виктора Шлихта. Это я потом, позже, узнала, что значит в искусстве Дальнего Востока это имя – Виктор Шлихт… Тогда же просто спросила, как пройти в студию Цаплина. А Виктор Михайлович и говорит: «Может быть, вы придете ко мне заниматься, я тоже группу набираю?» В общем, в итоге я оказалась в его группе. Честно предупредила,что ничего не умею. Ничего, ответил Виктор Шлихт, научу.

Помню то первое занятие как сегодня. Мы рисовали Давида Микеланджело. Виктор Михайлович стоял за моей спиной, руководил. Я провела линию, другую… Этот рисунок храню до сих пор.

В студию Виктора Шлихта я ходила не один год, познакомилась с действительно очень интересными людьми, нашла друзей, а главное – начала рисовать.

Сначала на небольших листах, потом меня как прорвало, я начала использовать большие куски ватмана, с которыми работаю и сейчас.

– Помните свое первое участие в выставке?

– Конечно. Я дружила с художником Валерием Бригадновым и его женой Олей, тоже художницей. И вот в Союзе художников отбирали работы на молодежную выставку. Мы с Олей хотели свои работы отнести, но вот сидим у нее дома и боимся. А тут звонит домашний телефон, и Валерка кричит, чего вы там сидите, а ну–ка бегом! Встали мы, собрали работы, принесли, в уголок поставили – Ольгин батик, мою графику. Наши работы отметили, меня Володя Погребняк даже похвалил и поздравил Виктора Шлихта с такой способной ученицей. А Виктор Михайлович у окна стоит и тихо так произносит: «А я, честно говоря, думал, из нее ничего не выйдет».

– И когда вы поняли, что нашли свой стиль?

– А я не уверена, что нашла его. Поиск своего стиля, своей ниши в искусстве – это же постоянный процесс. Как только остановился, перестал развиваться, начал красить себе тихо в одном стиле – все, считай, заглох. Повторять одно и то же – разве это творчество? Мне нравиться смешивать материалы, новое пробовать.

А также знание «2 НДФЛ»...

– Интересно, как же вы, творческая натура, художник, стали возглавлять «Альянс-Франсез Владивосток»? Это было, если не ошибаюсь, в 2009 году?

– Верно. Но началось все много раньше и произошло, по сути, случайно, как многое в моей жизни. Я во Владивостоке какое-то время по профессии не работала: французский здесь почти никто не изучал. А потом начала преподавать в университете, где как раз открыли французское отделение. Затем в городе начали проходить Недели французского кино, к нам стали приезжать деятели культуры из Франции, потом открыли отделение «Альянс-Франсез». Возглавил его Седрик Гра. Мы, преподаватели университета, разумеется, принимали участие почти во всех проектах, ведь это такая возможность практиковаться в языке! В отделении «Альянс-Франсез» были частыми гостями. Думаю, Седрик присматривался к нам с дальним прицелом – уже тогда искал себе преемника.

«Альянс-Франсез» – особая организация, руководить отделением должен человек одновременно с творческой и организаторской жилкой. Думаю, Седрика в этом смысле впечатлило то, что я как раз организовывала свои выставки. К тому же у меня были и другие плюсы: говорю по-французски, не очень молода, не слишком стара, не собираюсь уезжать из Владивостока.

Когда Седрик мне только предложил возглавить «Альянс-Франсез Владивосток», когда он уедет, я сказала: «Ты с ума сошел?» Но потом… Мой главный принцип такой: если жизнь тебе что-то предлагает, никогда не отказывайся. А разобраться с тем, во что ввязалась, всегда успеешь. Вот я и решила: не надо поступаться принципами.

Первых полгода работы я была в бесконечном шоке. Документация на французском, бухгалтерские документы, «справки 2 НДФЛ», «86-й счет», налоговая отчетность… Это сейчас все эти слова мне привычны и знакомы. А тогда… Я думала, что не справлюсь.

И самое тяжелое: уклад такой жизни полностью и абсолютно противоречит и натуре, и жизни художника. С 2009 года по лето 2014-го я не рисовала. Ну, разве что в отпуске на даче немного. И то не каждый год. Должность начальника и творчество несовместимы, потому что художнику нужна свободная голова, в которой нет мыслей: ответить на то письмо, подписать те документы, проработать тот проект… И уже шестой год как не завидую я начальникам и точно знаю, что поговорка: начальство, мол, только деньги получает и ничего не делает – неправда.

Не забывать смотреть на небо

– Но и творческую часть своей натуры вы все же реализуете на работе, ведь «Альянс-Франсез Владивосток» проводит немало культурных мероприятий – выставок, концертов, Недель кино, издает книги…

– Да, конечно, моя работа все же не чиновничья на все сто, это меня спасает. И именно поэтому работа мне нравится! Я и выставку провела в 2014 году, пусть и из старых работ, но все же…

– Художник, директор. А на простые человеческие увлечения у вас время остается?

– На мелочи всегда хватает. Я страстная кошатница, мой кот Фернандо со мной на дачу ездит в корзинке, мы с ним разговариваем... Полюбила готовить в последнее время. Одна из наших сотрудниц, Элеонор, прекрасно готовит блюда французской кухни, обучает нас. И на Новый год в моем доме она с таким упоением делала креветки-фламбе, что я только шептала «Дом не спали!», а она так творила на кухне, это было великолепно! Вот и я пытаюсь готовить вкусно, интересно.

Кстати, еще со школьных времен у меня осталось увлечение, которому я и сегодня нахожу место в жизни, – астрономия. Книги по астрономии покупаю до сих пор, читаю, смотрю на небо. Телескопа у меня, правда, нет. Но вот выйду на пенсию – и куплю!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ