В дипломаты за деньги
Статус почетного консула – лакомый кусок для нечистоплотных бизнесменов и политиков
Для начала присказка. В 2012 году подданный одной из республик Средней Азии, ныне живущий во Владивостоке, захотел стать почетным консулом крохотного островного государства, расположенного в Тихом океане. Он полагал, что эта должность, во-первых, придаст его персоне статус лидера национальной диаспоры. И – как следствие – закрепит спорный авторитет среди единоверцев. Во-вторых, позволит контролировать финансовые ресурсы общины. И хотя ни соответствующего образования, ни опыта работы на дипломатическом поприще гражданин не имел, тем не менее он стал оформлять соответствующие документы.
Скорее всего, он реализовал бы свою мечту. Если бы не его связи с местной этнической организованной преступной группой. Плюс участие в контрабанде товарами народного потребления из Китая. За что без пяти минут почетный консул был привлечен к административной ответственности. Эти «нюансы» не позволили МИД РФ согласовать его кандидатуру на планируемую должность.
Эту историю можно было бы считать курьезной, если бы она не была типичной для Приморья.
Выгода налицо
Не так давно один из депутатов ЗС ПК, фигурировавший в ряде громких криминальных разборок в «лихие 90-е» и в начале 2000-х годов, тоже попытался выхлопотать себе должность почетного консула дружественного государства – участника СНГ. Однако дурная слава вкупе с запретом данной республики «на представление ее интересов в качестве почетного консула лицу, состоящему на государственной службе в стране пребывания», сломали парламентарию планы. Даже не помогло лоббирование МИД «дружественного государства» – вопреки, кстати, своему же законодательству.
Как рассказал корреспонденту газеты «Владивосток» информированный источник в силовых структурах, в последние три года представители местной финансовой элиты, сколотившие себе состояния в 90-е годы мошенническим путем, а также лица, близкие к криминалу, стремятся любым способом оформить статус почетного консула какой угодно страны. Зачем им это нужно? Ответ на поверхности. Статус почетного консула – это иммунитет, привилегии и, что немаловажно, льготы в бизнесе.
– Чаще всего представительские функции покупают. При этом предпочтение отдается латиноамериканским государствам. Очевидно, это менее затратно. Говорят, что дипломаты латиноамериканских стран, инициирующие в МИД РФ назначение почетного консула, берут за свои услуги меньше, чем их коллеги из Европы. Кроме того, они не требуют от своего протеже выполнения возложенных на него функций. В то же время возможности у таких назначенцев точно такие, как и у дипломатов любого европейского государства, – пояснил наш информатор. Как говорится, почувствовали разницу и… выгоду.
И еще пример «продажности» статуса почетного консула. В июле 2012 года почетный консул ЮАР во Владивостоке Юрий Сиваченко в интервью одному из местных СМИ признался, что, когда его только представили на новую должность, к нему приходили молодые ребята (якобы родственники высокопоставленного чиновника) и попросили 50 тысяч долларов за положительное одобрение его кандидатуры. Мол, схема отработанная : не заплатишь – в крае не утвердят. Юрий Федорович платить не стал. Тем не менее на его дипломатической карьере отказ не сказался. Значит, не все в этом мире покупается.
Кстати, в этой же публикации, со ссылкой на слова президента Союза стран Британского сообщества, чья штаб-квартира расположена на Фиджи, говорится, что за 150 тысяч фунтов стерлингов можно стать почетным консулом Вануату. И не важно, что вы не знаете, где находится это государство. Но если есть деньги, то почему бы и нет. Потом вложенные средства отобьете коммерцией.
Почетным без консульства иммунитета не видать
До 2012 года организационными вопросами оформления бизнесменам из Владивостока подобного статуса занимался почетный консул Республики Эквадор в Приморье гражданин РФ Юрий Федосеев. Его консульский патент был отозван после того, как он совершил ДТП в нетрезвом состоянии. Результат этой трагедии плачевен – один из пострадавших скончался. Господин Федосеев стал фигурантом уголовного дела, а почетное консульство Республики Эквадор во Владивостоке закрыто. В свое время об этом происшествии сообщали местные СМИ.
Между тем, по данным краевой Госавтоинспекции, по дорогам Приморья до сих пор разъезжают машины-фантомы с дипломатическими номерами несуществующего почетного консульства Эквадора. Хотя их регистрация должна быть аннулирована. Например, Infiniti FX35, гос. номер 900D028 25 rus и Lexus GX460, гос. номер 900D038 25 rus. В свое время бывший почетный консул Эквадора, ныне покойный, активно содействовал своим друзьям и близким в получении должности консульского сотрудника через знакомых дипломатов государств Латинской Америки. Впоследствии эти липовые работники дипломатических представительств, пользуясь своим статусом, без проблем получали для своих авто «красные номера».
По словам высокопоставленного сотрудника краевой ГИБДД, случаи нарушения правил дорожного движения автомобилями с дипломатическими номерами, зарегистрированными на почетных консулов, но эксплуатируемыми третьими лицами, во Владивостоке не редкость. Только в 2013 году в столице Приморья выявлено несколько десятков подобных административных правонарушений. За прошедший 2014 год результаты аналогичных «достижений» пока не подсчитывались. В то же время привилегии и иммунитеты не предоставляются ни членам семьи почетного консула, ни иным служащим указанного учреждения, так как они не имеют отношения к представляемому государству. То есть инспекторы ГИБДД имеют полное право привлечь указанное лицо к административной ответственности. Это к слову о мифе про неприкосновенность почетного консула.
– Есть надежда, что в скором времени автомобилей с «красными номерами» на дорогах Приморья станет меньше в разы. В краевой ГИБДД уже начался процесс аннулирования регистрации транспортных средств, закрепленных за почетными консулами, но фактически используемых третьими лицами, – уверил «В» компетентный источник.
Коммерция под прикрытием
Страсть к статусу почетного консула у представителей местной финансовой элиты разбудил… саммит стран АТЭС, состоявшийся во Владивостоке осенью 2012 года. И ладно, если бы свое рвение новоявленные дипломаты использовали на развитие экономики родного края, на укрепление братских связей между Россией и странами, которые они представляют. Но примеры говорят об обратном. Так, с помпой сданный в эксплуатацию Латиноамериканский центр (на остановке «Дальзаводская») сегодня занят арендаторами, не имеющими отношения к развитию культурных отношений между Приморьем и Латинской Америкой. В здании размещаются банк, ночной клуб, офисы и магазины. Рента приносит немалый доход его владельцам. Хотя при согласовании документов на его строительство было заявлено: офисное здание в историческом центре Владивостока возводится для развития культурных связей с Южной Америкой. Жаль, что латиноамериканцы не знают, как русские бизнесмены зарабатывают деньги под их прикрытием.
Очень часто работники дипломатических представительств иностранных государств во Владивостоке используют канал поступления официальных грузов в адрес их учреждения для коммерческой деятельности и личного обогащения. Пользуясь льготами и привилегиями, полагающимися консульствам, они уклоняются от уплаты обязательных платежей. Как рассказал «В» представитель Дальневосточного таможенного управления, его коллеги регулярно выявляют факты ввоза машин в Россию якобы для нужд дипломатических представительств. Впоследствии хозяевами этих автотранспортных средств оказываются граждане, не имеющие никакого отношения к консульским учреждениям.
Так, в октябре 2014 года почетный консул Лаосской Народно-Демократической Республики привез на теплоходе «ФЕСКО Корея» во Владивосток из США автомобиль Toyota Sequioa. По документам получателем значилась организация Consulate of Laosin Vlapostok, прописанная в краевом центре на улице Кирова, 77. Между тем, по информации представительства МИД во Владивостоке, Лаосская Народно-Демократическая Республика никогда не открывала свое консульство в Приморье. Все представительские функции от ее имени делегированы почетному консулу ЛНДР, который не является сотрудником консульства, поэтому имеет иной дипломатический статус. И иные – урезанные – привилегии и льготы, в том числе и по таможенным платежам.
Поэтому почетный консул ЛНДР для получения права освобождения от таможенных платежей подготовил для таможни пакет недостоверных документов несуществующего консульства Лаосской Народно-Демократической Республики во Владивостоке. Вплоть до выдуманного ИНН. Не прокатило. Таможня не дала «добро».
– До настоящего момента этот гражданин не подтвердил полномочия сотрудника почетного консульства Лаоса. И вряд ли подтвердит. Тем не менее он не успокоился. По данным наших оперативников, гражданин планирует завершить таможенное оформление ввозимого автомобиля. Пытаясь через свои связи надавить на должностных лиц Владивостокской таможни. Но вряд ли у него это получится, – рассказал «В» сотрудник Дальневосточного таможенного управления.
Под завязку – информация к размышлению. За период с 2013 года по настоящее время на должность почетных консулов четырех стран Латинской Америки претендовали коммерсанты, чья деятельность связана с криминалом и с использованием различных мошеннических схем в бизнесе. Но, учитывая скандал с почетным консулом Эквадора, кроме того, располагая компроматом на кандидатов в почетные консулы названных государств, МИД РФ решило не усугублять ситуацию и не согласовывать их кандидатуры. Береженого бог бережет.
Справка «В»
Сегодня на территории края работают шесть генеральных консульств (Социалистической Республики Вьетнам, Республики Индия, КНДР, Республики Корея, США, Японии), возглавляемых генеральными консулами; два консульства (Канады и Австралии), возглавляемых почетными консулами. Просто почетных консулов (внештатных) разных государств в Приморье – больше десяти.
Автор: Сергей КОЖИН