Разочарования растают. Радость останется

Удивительные совпадения иногда случаются в журналистской жизни, уважаемый читатель. Так получилось, что в один и тот же день в моих руках оказался конверт с письмом, а вскоре зазвонил редакционный телефон.

18 февр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3689 (23) от 18 февр. 2015

Примите извинения

Письмо пришло от Надежды Макаровой. Ее история жизни в военном Владивостоке была опубликована в номере «В» за 28 января. Надежда Петровна осталась недовольна вышедшим материалом и настаивает на опровержении искаженной, по ее мнению, информации.

В частности, фразу «во Владивостоке введен комендантский час, и мамы, бабушки, сестры берут противогазы и идут патрулировать» нельзя расценивать как указание на то, что старшая сестра автора также патрулировала улицы. Поскольку, как уточняет в письме Надежда Макарова, на тот момент ее старшей сестре было 11 лет.

Далее Надежда Петровна считает неправомерной переделку ее слов «взрослые молчаливые, хмурые, ну а мы, дети, могли попрыгать через скакалку или в классики, мальчишки играли в щелобаны» в следующее предложение: «Взрослые хмуро молчали, а мы, дети, играли». Оказывается, как уточняет автор, «в первый год войны дети, стоя в очередях, не играли».

Следующее уточнение касается места расположения участка, где в 1943 году семье автора была выделена земля под огород. Он располагался не на 2-м километре, а в двух километрах от блокпоста, название которого Надежда Петровна не помнит.

Еще одно уточнение затрагивает тему пайков. Паек выделялся не на человека, а на семью.

«Мне звонят родственники и знакомые и говорят, чтобы я написала опровержение, – пишет Надежда Макарова. – Я работаю над книгой воспоминаний и в ней будет написано так, как я написала».

Ну что ж, Надежда Петровна. Мне очень жаль, что, редактируя ваше письмо, я, ведущая акции «Я помню. Помните и вы», так ужасно исказила смысл ваших слов. Мы публикуем все ваши уточнения и приносим свои извинения. Надеюсь, ваши друзья и родственники сочтут их достаточными.

Каждое слово ценно

Осадок после этого письма, не стану скрывать, остался.

Уж позвольте быть с вами откровенной, мой читатель.

Я веду далеко не первую акцию на страницах газеты. И каждый раз, приступая к новой, знаю, что впереди – письма, написанные либо мелким и очень убористым почерком в каждой строчке листочка в клеточку, либо выведенные руками, сведенными артритом. Знаю, что многие письма придется прочесть не раз, чтобы понять, как связаны какие-то их части.

Я все это знаю и отношусь к этому спокойно. Потому что понимаю: пишут люди пожилые, привыкшие экономить бумагу, с больными руками, люди, которым иногда и трудно, и больно что-то вспоминать. Я понимаю, как велика ценность ваших писем для нас, для ваших внуков, для истории. И эта ценность перевешивает любые сложности…

Но, отсылая в редакцию письмо, пожалуйста, не тешьте себя иллюзией, что оно не подвергнется редакторской правке или сокращениям. Это наше право. И если вы мечтаете увидеть свой текст в газете «тють-в-тють как в письме», вы почти наверняка будете разочарованы…

С нами города и страны

Вот на этих мыслях и застал меня в тот день телефонный звонок. Звонила Валерия Глухова, автор письма «А мирного времени словно и не было», опубликованного в рамках акции «Я помню. Помните и вы» 14 января. В нем Валерия Ивановна поведала в том числе о судьбе своего брата Аркадия, попавшего в начале войны в плен, интернированного в Швецию и много лет после войны подвергавшегося репрессиям на родине.

Теперь же Валерия Глухова поблагодарила редакцию за публикацию и рассказала удивительную историю:

– О том, что про свое детство военное, про судьбу Аркадия я написала в вашу газету, я рассказала своим родственникам. И вот после выхода публикации мои племянники – дети Аркадия, живущие в Питере, не только прочли ее и позвонили мне и мы вместе смеялись, плакали, вспоминали, но и выложили ссылку на текст в Интернете. И знаете что? Им стали звонить люди – те, кто вместе с Аркадием жил в лагере в Швеции и после победы не рискнул вернуться домой. Звонили из Стокгольма, удивлялись, что проводят в далеком Владивостоке такую вот акцию, что судьба одного солдата Великой Отечественной теперь известна всем, просили передать слова благодарности за статью и мне, и редакции.

Звонила моя племянница из Испании, звонили мои друзья из Бишкека, Сочи… Они все прочли, все были и рады, и удивлены. Теперь вашу газету читают в Интернете люди, очень далеко живущие от Владивостока. Спасибо вам за акцию, за то, что опубликовали мое письмо!

Вам спасибо, Валерия Ивановна! И за то, что стали участником такой важной акции, и за добрые слова.

Мы же продолжаем, читатель, надеясь кого-то порадовать, рискуя кого-то разочаровать.

Вы помните свое детство, юность, прошедшие в страшное военное время? Поделитесь с нами и с теми, кто моложе, воспоминаниями. Наш адрес: 690014, Владивосток, Народный проспект, 13, газета «Владивосток», акция «Я помню. Помните и вы». 

Автор: ​Любовь БЕРЧАНСКАЯ, ведущая акции «Я помню. Помните и вы»