​Россияне полюбили жесть. И стеклобанку

От продуктовых санкций и удешевления национальной валюты выиграли производители консервированного горошка, кукурузы и других овощей: в 2014 году объемы реализации закрученных в банки продуктов выросли на 20–65%.

12 февр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3686 (20) от 12 февр. 2015
5a7394829124134b3bf5082b74a117ee.jpg

О резком росте продаж в России первым сообщил лидер отечественного рынка французская Bonduelle, подчеркивает РБК. В отчете за I полугодие 2014 – 2015 сельскохозяйственного года (начался в июле) компания объявила, что ее продажи в России в этот период оказались исключительно высокими. Разбивки отдельно по странам Bonduelle в отчете не приводит, но весь сегмент Non-Europe Zone (включает Россию, Канаду и США) за шесть месяцев нарастил выручку на 13,7%. С октября 2014-го продажи здесь выросли уже на 17,2%, уточняется в отчете. Рост выручки в России компания объясняет в первую очередь увеличением объема продаж: спрос на производимые в России продукты под марками Bonduelle и Globus растет на фоне подорожания импорта и введения Россией продуктового эмбарго, говорится в отчете.

Другие производители консервов также говорят, что прошлый год был удачным. Продажи овощных консервов в натуральном выражении группы компаний RUSPOLE BRANDS (бывшее «Русское поле»: бренды «Дядя Ваня», Corrado) в 2014 году увеличились на 65% (в рублях – на 75%), у «ПомидорПрома» – на 40–45%, «Экопродукт» нарастил общие продажи консервов на 25%, сообщили РБК их представители. Рост продаж консервов заметили и в торговых сетях. Магазины «Дикси» в 2014 году продали на 10–15% больше овощных консервов.

– Рост характерен сразу для нескольких субкатегорий – популярнее стали и готовые блюда (например лечо), и ингредиенты для салатов (зеленый горошек, кукуруза), и маринованные и соленые овощи, – говорит представитель ретейлера Екатерина Куманина.

Потребитель в регионах переходит со свежих продуктов на упакованные в жестяные банки, подтверждает директор по продажам торгового дома «Вега» Андрей Андреев (производитель и импортер овощных и фруктовых консервов). До резкой девальвации рубля свежие овощи были ненамного дороже консервированных, а сейчас они стоят почти втрое дороже, объясняет он.

Продуктовое эмбарго действует с августа 2014 года. А в конце 2014 года сложилась нестандартная ситуация: рубль падал, а сети отказывали поставщикам в повышении цен, напоминает президент компании «Мистраль» (дистрибьютор бренда «Зеленый Великан») Беслан Агрба. В этой ситуации покупатели, по его словам, сметали с полок все, и особенно товары длительного хранения. Еще одним фактором роста продаж российских консервов стал уход конкурентов из Молдавии и Украины, говорит гендиректор компании «ПомидорПром» Роман Гулевский. Роспотребнадзор еще в июле 2014 года запретил ввоз в Россию консервов из соседних стран из-за несоответствия этикетки внутреннему содержанию банок.

Многие иностранные производители после запрета тоже начали размещать заказы на российских заводах – так, к примеру, поступили украинские «Верес» и «Нежин». Высокопроизводительных консервных заводов в России не больше десяти, сейчас их мощности востребованы и держателями брендов, и розничными сетями, указывает Леонов.

Тем временем производители консервов готовятся и дальше наращивать производство и поднимать цены. К примеру, «ПомидорПром», по словам Гулевского, планирует в 2015 году увеличить производство вдвое. О том, что рост цен неизбежен, говорят представители всех компаний-производителей, с которыми пообщался РБК. Семена для аграриев с лета 2014 года подорожали на 40–50%, удобрения – на 55–70% (данные Национального союза производителей овощей). Но главная причина – падение рубля, говорит представитель Ruspole Brands. Даже в консервах, которые производятся в России, доля импортной составляющей порядка 70%. Например, жесть для банок в России не производят, и даже этикетки часто заказывают за границей. Дистрибьюторы работают над импортозамещением, замечает Гулевский: «Раньше, к примеру, они привозили кукурузу из Китая, Таиланда или Индии, а теперь все чаще обращаются к российским производителям».

Автор: Отдел экономики «В»