Что мешает «Звезде» засиять?

Полпред президента Юрий Трутнев оценил строительство современной верфи в Приморье

4 февр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3681 (15) от 4 февр. 2015
26227611f612408f76fb1fd60035091f.jpg

Большой Камень наравне с Санкт-Петербургом и Северодвинском должен стать новым мощным центром судостроения в России. Об этом шла речь на отраслевом совещании, которое 29 января провел на заводе «Звезда» полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе, вице-премьер Юрий Трутнев.

Город судостроителей и судоремонтников полпред посетил с рабочим визитом впервые. Поэтому сразу же заявил корабелам, что не собирается подменять своего коллегу, вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего строительство здесь современной верфи на правительственном уровне. Задача Юрия Трутнева – проверить, насколько точно и качественно выполняется поручение главы государства по скорейшему воплощению в жизнь столь масштабного и прорывного технологического проекта, которое Владимир Путин озвучил еще полтора года назад, в сентябре 2013-го.

Об итогах своего визита в Большом Камне полпред доложит президенту России.

Путин темпами недоволен

– Создание на Дальнем Востоке современного судостроительного кластера находится на особом контроле президента, – подчеркнул Трутнев. – Осуществлению этого проекта не смогут помешать ни сложная финансово-экономическая ситуация в стране, ни другие проблемы.

Нам важно понять на перспективу, что именно будет строиться на новой верфи для нужд отечественного флота и для реализации за рубежом: танкеры, грузовые и рыбацкие суда, нефтегазовые платформы, кто будет их заказчиком, каковы источники финансирования, а также в каком состоянии находится сам проект, как и где готовятся кадры для него.

Президент два месяца назад на совещании по судостроению четко дал понять: важно, чтобы деньги на обновление и пополнение флота уходили не за пределы России, а вкладывались в развитие экономики страны.

– Напомню, – продолжил полпред, – что в ноябре прошлого года Владимир Путин провел в Приморье видеосовещание по вопросу создания судостроительного комплекса на базе ОАО «Дальневосточный завод «Звезда». И остался крайне недоволен темпами. До сих пор не решен вопрос по передаче акций предыдущего собственника новому заказчику, не сформирован пакет самих заказов до 2018 года. Все это затягивает сроки сдачи объекта.

Судостроительный кластер на Дальнем Востоке должен стать крупным производственным центром, который будет возводить и обслуживать суда различных классов, прежде всего для внутреннего рынка. У государства сегодня большие планы по развитию арктических шельфов, Северного морского пути. Кроме того, действующий гражданский флот России также нуждается в обновлении. Важно, чтобы при росте числа заказов ведущую роль в их выполнении играли именно российские верфи, чтобы именно у нас платились налоги и создавались новые рабочие места. Для этого наши судостроители должны предложить условия лучше, чем иностранные конкуренты. Это принципиальный вопрос не только для Дальнего Востока, но и для всей судостроительной отрасли России, – подчеркнул полпред.

Флот ледового назначения

Инспектировать стройку Юрий Трутнев начал с недавно возведенного корпусного сборочного цеха новой верфи. Сама верфь находится на территории действующего завода «Звезда», поэтому пояснения по проекту давал его генеральный директор Юрий Фильченок.

– В рамках Морской доктрины РФ здесь будут строить транспортно-буксирные, аварийно-спасательные суда, буровые установки и верхние модули для них, ледоколы, танкеры, крупнотоннажные суда ледового класса. Причем их тоннаж будет достигать 350 тысяч тонн, – рассказал он. – До сих пор большинство судов подобного назначения заказывалось за рубежом. Прежде всего речь идет о судах ледового класса, необходимых для освоения Российского Севера. Это суда для разведки нефтяных запасов, добывающие платформы, танкеры для вывоза углеводородов с месторождений. Кроме того, в Большом Камне откроются инжиниринговый центр и службы проектирования, сопровождения и дальнейшего ремонта судов.

Юрий Фильченок также подробно рассказал о проблемах, с которыми столкнулись строители:

– Минувшей осенью финансирование проекта было приостановлено – все средства, ранее выделенные на создание этого производства, были полностью выбраны. Монтажные работы в цехе велись по графику до октября прошлого года. Своевременно изыскать деньги на продолжение работ не удалось. Поэтому проблема действительно была. Особенно в части оплаты труда строителей комплекса, сотрудников компании «Росдорснабжение», – отметил директор «Звезды». – Сейчас с помощью «Роснефти» эти средства

изысканы (см. справку «В». – Прим. ред.), они поступили на специальный счет нашего завода. Думаю, в ближайшее время работы по монтажу оборудования будут завершены. Техника эта, отмечу, в основном зарубежного производства, ее поставщики – ведущие немецкие и финские фирмы. Но никакие западные санкции реализации нашего проекта не коснулись, ведь он сугубо гражданский.

Министерство промышленности и торговли РФ, а также управляющая корпорация прикладывают серьезные усилия, чтобы выйти на запланированные темпы строительства верфи.

Кадры не останутся «за кадром»

– Важен и человеческий фактор, – продолжил Юрий Фильченок. – Нам надо развивать социальную базу, строить жилье, ведь для работы на верфи понадобится большое количество специалистов, в том числе молодых, – всего порядка 6,5 тысячи человек. Кроме того, необходимо будет восполнять кадровые потери после выхода работников на пенсию.

По оценке ректора ДВФУ, благодаря выпускникам университета можно будет обеспечить судостроительный комплекс специалистами с высшим образованием на сто процентов. Необходимо развивать и начальное профессиональное образование на базе нашего судостроительного колледжа. К 2016 году мы должны обучить для работы на будущей верфи первых 400 судостроителей.

Остается проблема с жильем. Завод и администрация Большого Камня подготовили предложение по размещению в черте города трех микрорайонов для 2,5 тысячи семей. Мы учитывали расположение сетей электро- и водоснабжения, дорог, социальной инфраструктуры. Кроме того, есть проект строительства дополнительного крупного микрорайона на 10 тысяч семей близ бухты Суходол. Сейчас нужно определить этапы строительства, источники финансирования, возможность возведения служебного жилья или квартир по ипотечным схемам. В течение двух-трех месяцев подготовим развернутую программу. Поставлена задача, чтобы квадратный метр стоил порядка 30-37 тысяч рублей.

Подводные лодки на своем месте

Помимо прочего, Юрий Трутнев проинспектировал на «Звезде» эллинг, в котором сейчас ведется капитальный ремонт атомного подводного крейсера Тихоокеанского флота. Здесь соответствующие пояснения давал командующий ТОФ адмирал Сергей Авакянц.

В 2014 году после докования и модернизации ушла с завода на Камчатку, на постоянное место базирования, подводная лодка «К-150». Планы на 2015 год еще серьезнее. Портфель заказов и загрузку, по словам адмирала Авакянца, завод имеет на ближайшие 14 лет.

Полпреду показали также плавучий док «Паллада», который после прошлогоднего подтопления был поднят на поверхность и прошел глубокую модернизацию. С помощью «Паллады» заводятся в сухой док на ремонт и после модернизации выводятся в море стратегические и многоцелевые субмарины ТОФ.

Справка «В»

Правительство РФ 28 января одобрило выделение «Роснефти» 90 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния, сообщил заместитель министра экономического развития Николай Подгузов. Средства выделены на проект Дальневосточного центра судостроения «Звезда». Полная стоимость проекта оценивается в 110 миллиардов рублей.

 

Автор: Николай КУТЕНКИХ