Russian rally - это больше, чем спорт
Вчера в Находке дан старт Russian rally-98. Это уже седьмой пробег российских и японских автомотогонщиков по бездорожью Приморья. Три последних начинались в Находке и стали заметным явлением в жизни города.
Вчера в Находке дан старт Russian rally-98. Это уже седьмой пробег российских и японских автомотогонщиков по бездорожью Приморья. Три последних начинались в Находке и стали заметным явлением в жизни города.
Общий благоприятный фон гонок - крепнущие интернациональные связи и все, что с этим связано, - подпортили две вещи: гибель японского спортсмена в Russian rally-95 и появившиеся в некоторых изданиях намеки, будто японские фирмы используют Приморье в качестве полигона для обкатки своих машин.
Напомнить историю гонок и прокомментировать обозначенный негатив мы попросили вице-мэра Находки Владимира ШИХАЛЕВА. Он стоял у истоков Russian rally, будучи председателем исполкома Хасанского района.
- Идея российско-японских соревнований “Рашен ралли” возникла в 90-м году. Краевая дума, в которой я тогда был председателем депутатской комиссии по спорту, нас поддержала.
Первую гонку запланировали на 91-й год. Пригласили японцев, договорились. А тут как раз история с ГКЧП. Японцы были вынуждены вернуться домой буквально с половины пути. Разного рода катаклизмы - те же взрывы складов с боеприпасами во Владивостоке - сопутствовали гонкам и впоследствии. Японская сторона проявила добрую волю и способность адаптироваться к экстремальным ситуациям.
Хасанский район как колыбель российско-японских гонок возник не случайно. Японцев тогда очень привлекала тема участия, пусть косвенного, в проекте Туманган, стыковавшем интересы трех государств - соседей Страны восходящего солнца.
Три первые гонки были проведены на территории Хасанского района. В 95-м организацию ралли взяла на себя Находка. С тех пор оргкомитет соревнований с нашей стороны возглавляет мэр Находки Виктор Гнездилов.
Почему разбился японец? Ралли есть ралли, и ни одна приличная гонка без жертв не обходится. Люди знают, на что идут, их никто не принуждает. Трагедия случилась на лазовской трассе. Возможно, сыграло роль незнание японцами нашей гребенки и дресвы, которой покрыта дорога. На одном из виражей 59-летний водитель джипа, непристегнутый, резко затормозил, не рассчитал тормозной путь и врезался в ограничительный дорожный столбик. В результате - перелом шейного позвонка и смерть. Ни наши, ни японские врачи ничего не смогли сделать.
64-летний брат покойного, находившийся в момент аварии рядом с водителем, был пристегнут и не пострадал. Через несколько дней после трагедии он приносил извинения организаторам соревнований за нарушение закона о тестировании: согласно разработанному японскими специалистами тесту на том участке нужно было двигаться со скоростью 40 км в час, а они с братом разогнались до 120.
Что касается слухов об испытательном полигоне, то они возникли в том же
95-м году в связи с появлением на трассе новеньких “Паджеро-мини”. На самом деле за рулем “паджериков” сидели не профессиональные испытатели, а молодые, 16-18-летние, японские киноартисты, которые готовили какие-то рекламные ролики.
Кстати, каждый год поучаствовать в ралли приезжают разные японские знаменитости. Побывали у нас известные врачи-урологи, встретились с нашими медиками, поделились опытом. Нынче во второй раз приедет популярная японская киноактриса.
То есть ралли - это не столько спортивные соревнования, сколько повод для наведения “мостов”. В том числе в сфере экономики.
Несколько раз приезжали представители фирмы “Тоегому”, предлагали заключить контракт на поставку автомобильной резины. С этой фирмой, а также с производителем спортивной формы компанией “Таичи” уже работает Владивосток.
Японская команда формировалась в городе Ниигате, а оргкомитет находится в Токио. Его возглавляет прфессиональный гонщик, двукратный победитель ралли Париж - Дакар Мори Хисаси.
На ралли-98 японцы привезли 125 спортсменов. Как обычно, приехали врачи и артисты. Большой интерес к соревнованиям проявили японские СМИ. Прибыли 25 журналистов от крупнейших радио- и телекомпаний.
Больших проблем в организации пробега нет. Колея накатана. Ралли пройдет по 8 районам южного Приморья и закончится 3 мая в Находке.
Автор: Юрий БОДУХИН, "Владивосток"