Говорит народ: - Этот фонд - банкрот!

Изрядно надоевшим театром одного актера назвал апрельские выступления генерального директора Приморского продовольственного благотворительного фонда Игоря Чернозатонского как перед телевизионной аудиторией, так и перед обманутыми вкладчиками этого фонда возглавивший их инициативную группу Дмитрий Щедрин.

29 апр. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №368 от 29 апр. 1998

Изрядно надоевшим театром одного актера назвал апрельские выступления генерального директора Приморского продовольственного благотворительного фонда Игоря Чернозатонского как перед телевизионной аудиторией, так и перед обманутыми вкладчиками этого фонда возглавивший их инициативную группу Дмитрий Щедрин.

Не верит Дмитрий Леонидович Игорю Александровичу, хотя сейчас тот вроде говорит о конкретных вещах - заключенном контракте и связанных с ним прибылях. Похоже, это не просто пустые обещания, что сыпались прошлой осенью - мол, скоро-скоро возобновим и прекращенные в июле выплаты процентов по вкладам, и “отоварку” талонов продуктами, а желающим покинуть разочаровавший их фонд вернем деньги до копейки.

Напомним, что тогда, обнадежив людей таким образом, Чернозатонский на несколько месяцев попросту исчез - ни слуху, ни духу: где? чем занимается? Забеспокоились даже в Пенсионном фонде, куда администрация продовольственного фонда платила положенные взносы по июнь 1997 года, после чего перестала. Попытались дознаться, почему. Увы!

- Письменные запросы отделения Пенсионного фонда, - сообщил управляющий отделением ПФ России по Приморскому краю Павел Назаров, - в декабре 1997 г. и в феврале 1998 г. вернулись с отметкой “адресат выбыл”.

Куда выбыл адресат вкладов тысяч приморцев, в конторе продовольственного фонда якобы никто точно не знал. На собраниях оставшихся без своих сбережений людей звучали даже предложения искать Чернозатонского через Интерпол. Горячие головы охладил активист инициативной группы Константин Радчук, милицейский пенсионер, юрист - мол, не станет Интерпол выяснять местонахождение скрывшегося гендиректора, эта организация ловит только преступников, признанных таковыми официально.

Кстати, именно Константин Иванович подсказал обманутым вкладчикам другой, более перспективный путь - в суд, где к моменту почти что триумфального возвращения Игоря Чернозатонского во Владивосток уже вовсю рассматривались иски к Приморскому продовольственному благотворительному фонду о взыскании суммы вкладов.

Приятно отметить, что ошибались скептики, выдвигавшие на собраниях пострадавших вкладчиков предположения о том, что прикарманивший их денежки г-н Чернозатонский уже обживается на роскошной вилле где-нибуть в Средиземноморье. Пробуждение природы у многих всколыхнуло и надежды: травка зеленеет, солнышко блестит, и с весной прилетел к нам Игорь Александрович - как он сообщил, из Москвы, где добился немалых успехов.

Об этом Игорь Чернозатонский известил и средства массовой информации, и непосредственно вкладчиков:

- В настоящее время фонд заключил крупный контракт с австралийской компанией под гарантию ОНЭКСИМбанка на поставку продуктов питания с отсрочкой платежа на 6 месяцев. Это даст возможность фонду заработать около 30 миллионов рублей. Этих денег хватит, чтобы не только рассчитаться со всеми участниками фонда, но и продолжить нашу работу.

Казалось бы, жить да радоваться! Но - не верят! Не верят больше вкладчики солидному, благообразному, отнюдь не похожему на мошенника генеральному директору.

- На недавней встрече, - размышляет Дмитрий Щедрин, - на вопрос о гарантиях, подтверждающих, что фонду будут поставляться товары в кредит на многомиллионные суммы, прозвучал ответ: “Это не кредит, это контракт на получение товара с отсрочкой платежа 180 суток”. Увидев изумление на лицах и, вероятно, вспомнив свои интервью о подписании договора на получение товарного кредита, Чернозатонский добавил: “Можно назвать и товарным кредитом”. Сказал, что поручителем по договору товарного кредита является ОНЭКСИМбанк. Но наша просьба предоставить документы, подтверждающие гарантии банка, повисла в воздухе. После некоторых раздумий директор робко ответил, что документ, оказывается, находится в Австралии. Никаких его следов у Игоря Александровича не осталось.

Разве так бывает? - задали корреспонденту “В” риторический вопрос умудренные опытом своих бед вкладчики. В наше время ксероксов и прочей множительной техники даже захудалый коммерческий ларек имеет не по одной копии накладных, фактур, сертификатов, а тут - международный контракт на поставку 100 тысяч тонн продовольствия без единой свидетельствующей об этом бумажки...

Пока вкладчики по сему поводу остаются в недоумении, генеральный директор размножил и распространил среди них под исходящим номером 115 начинающееся словами “Дорогие друзья!” “Обращение к участникам Приморского продовольственного благотворительного фонда”:

“Возникла ситуация, когда часть участников фонда требует признания фонда банкротом посредством решений суда о возврате денег. Этот путь ведет в тупик. Банкроту денег никто не дает, и с учредителей взыскать деньги невозможно... В настоящий момент у Приморского благотворительного продовольственного фонда все расчетные счета заблокированы, имущество описано и вся работа парализована”.

- Я прошу всех участников фонда, подавших исковые заявления, - пишет Игорь Чернозатонский, - обратиться во Фрунзенский суд с просьбой об отсрочке исполнения судебных решений и позволить фонду выполнить свои обязательства. А для этого есть все возможности! Но для этого нужны время, терпение и ваше доверие. Никто, кроме нас самих, нам не поможет. Надеюсь на ваше понимание и благоразумие!

Похоже, зря тратит Игорь Александрович столь проникновенные слова. Суд уже удовлетворил иски Ивана Воробьева и некоторых других вкладчиков (кстати, подчеркнув в своем решении: “Суд не может согласиться с утверждениями ответчиков, что имеет место добровольное пожертвование граждан фонду, так как речь идет о возврате сумм, а не о безвозмездности взносов”). 500 из них уже вернули свои деньги, в том числе и Дмитрий Щедрин, получивший полностью свой взнос плюс 22700 деноминированных рублей. Тем не менее вкладчики полны решимости этим не ограничиться. Сейчас инициативная группа готовится поднять вопрос о признании в судебном порядке продовольственного фонда банкротом, несмотря на предупреждение гендиректора, что “этот путь ведет в тупик”.

- Мы намерены сослаться на статью 188 федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, - пояснил корреспонденту “В” Константин Радчук. - Пункт 1-й этой статьи говорит, что “организации, осуществлявшие незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан, подлежат ликвидации”. А пункт 5-й уточняет, что “в случае недостаточности имущества должника... для удовлетворения требований граждан-вкладчиков руководители должника - организации, осуществлявшей незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан, и учредители (участники) должника солидарно несут субсидиарную ответственность”.

Константин Радчук убежден, что верить Игорю Чернозатонскому нельзя:

- По-моему, он всегда хочет лишь отговориться, откреститься от сыплющихся на него в эту конкретную минуту обвинений, закрывая глаза на то, что в будущем все равно придется по-настоящему держать ответ. Этот человек живет одним днем. Так пусть расплачивается не только он, но и учредители, поддержавшие такого необязательного субъекта.

Остается напомнить, что среди учредителей Приморского продовольственного благотворительного фонда - администрации края и Владивостока, “Дальрыббанк”, АО “Дальрыба”, “Приморнефтепродукт”, “АКФЕС” и другие, кто, как теперь надеются обманутые вкладчики, вполне может понести “субсидиарную” ответственность.

Автор: Светлана ЖУКОВА, "Владивосток"