Кому нужен беженец – непьющий и работящий
В Приморье почти 60 тысяч вакансий. Почему вынужденный переселенец не может найти работу?
Полгода назад Приморье приняло большое число вынужденных переселенцев из охваченных гражданской войной восточных областей Украины.
Местные жители собирали для них продукты, одежду, обувь, посуду и бытовую технику. Чиновники повсеместно обещали помощь в трудоустройстве, получении жилья (хоть и временного), оформлении необходимых документов, материальную поддержку.
А как сейчас обстоят с ними дела, как они устроились, есть ли крыша над головой и работа? Оказывается, некоторые наши братья-славяне представлены сами себе. И выживают в нынешних суровых условиях зимы только за счет милосердия дальневосточников. В этой связи очень показательна история бывшего жителя Луганской области, русского по национальности, Василия Мельникова, навсегда – по его мнению – перебравшегося в Приморье. Ее корреспонденту «В» рассказала пенсионерка из Михайловского района Мария Худолеева.
– Сама я живу в Кремово, а 28 августа по хозяйственной надобности приехала в Михайловку, – рассказывает Мария Ильинична. – Оказалось, что в этот день наш район принимал большую группу беженцев с Донбасса, бежавших от смерти. Мои сердобольные земляки разобрали по своим домам и подворьям практически всех переселенцев: семьи, женщин с детьми, пожилых людей. Лишь на одного одинокого мужчину никто не позарился. Ну не бросать же человека одного на ночь глядя? Вот и позвала в свою деревню – в доме, кроме меня да внуков, больше никого. Уж для одного всегда найдется стол и кров. Соседи и мои родственники собрали для него какую-никакую одежду и обувь, передали бытовые вещи. Местные власти оформили временную прописку, через год обещали постоянную.
Василий Юрьевич приехал из Луганской области. Ему 46 лет. С женой давно разошелся, она тоже перебралась в Россию. Непьющий, работящий, хозяйственный. По основной специальности столяр, плотник. Хотя знает и умеет любое другое строительное дело. В доме и во дворе принялся все поправлять и ремонтировать. У меня подворье большое – огород и сад, корова и телочка, гуси, утки, курочки, поросята, так он сразу взялся помогать по хозяйству, все умеет и ничем не брезгует.
С первых же дней переселения стал искать работу. В Кремово ее нет. Лишь в соседнем селе Ляличи устроился на шлакоблочное производство. Зарплата хоть и небольшая, но без задержек. На работу и с работы добирался на велосипеде, а это 18 километров в каждую сторону. Когда в ноябре окрепли морозы, ездить стало несподручно. А другого транспорта нет. К сожалению, пришлось эту работу оставить.
Знающие люди подтвердят, что зимой на селе работы нет. Скотину покормить, дров наколоть и печь натопить, воды натаскать. Взрослому мужчине трудно без дела. По всей округе Василий Юрьевич искал работу. Только в районном центре предложили зимой потрудиться истопником. С месячной зарплатой в 6 тысяч рублей невозможно снять даже самую дешевую комнату в Михайловке.
Добрые люди подсказали, что на острове Русском есть какой-то центр федерального подчинения, помогающий переселенцам из Новороссии обустроиться в жизни и найти достойную работу, выделяющий какие-то субсидии беженцам. Мельников съездил туда. Центра такого не нашел, походил по разным организациям и предприятиям в поисках работы и временного доступного жилья – везде был отказ. Лишь в одном месте были готовы взять полотером и дать койку в общежитии, но, на беду нашего переселенца, именно в этот момент нагрянула туда какая-то комиссия и Мельникова быстро выпроводили от греха подальше.
Несолоно хлебавши вернулся в Кремово – единственный для него сейчас родной уголок во всей России.
На смертельно опасной в настоящее время Луганщине у Василия остались старушка мать и брат-инвалид. В свое время они категорически отказались уезжать из родного дома в никуда. Мельников мечтал обустроиться на Дальнем Востоке, заработать денег, построить или купить какое-нибудь скромное жилье и перевезти сюда самых близких ему людей. Но не срастается. Хоть обратно на Луганщину возвращайся. Но для отъезда еще надо денег заработать на дорогу. А в Приморье наш беженец этого сделать не может.
Или все-таки кто-нибудь сможет помочь с работой соотечественнику? Ведь для какой-то цели зовут на Дальний Восток переселенцев из ближнего зарубежья. Да и от беженцев с Донбасса в России не отказываются …на словах.
P.S. В редакции «В» есть номер сотового телефона Марии Ильиничны.
Никто не забыт
На начало января Приморье выбрало весь лимит переселенцев, определенный правительством России нашему краю. По информации чиновников края, с начала боевых действий на юг Дальнего Востока из Донбасса прибыло и поставлено на регистрационный учет 3583 человека (данные на 23.01.2015 года). Из них 1261 беженец обратился за получением разрешения на временное проживание, еще 103 переселенца получило вид на жительство, а 221 соотечественник подал документы на получение гражданства РФ.
Большинство приехавших украинцев живут у родственников, знакомых и просто сердобольных приморцев, кое-где в глубинке им уже выделили жилье на разных условиях. Порядка полутысячи бывших жителей Восточной Украины живет в 18 пунктах временного размещения по всему краю.
Две трети прибывших уже приняло для себя решение переселиться в Приморский край на постоянное место жительства. А каждый третий человек в трудоспособном возрасте в настоящий момент участвует в специальной подпрограмме переселения.
Как удалось выяснить корреспонденту «В», получателями ежемесячного детского пособия являются 97 украинских семей (160 детей), еще восьми семьям оказана материальная помощь. Порядка 700 семей уже оформили или еще занимаются вопросами получения социальных выплат с учетом потребностей, наличия льготных статусов и документов о праве проживания на территории Приморского края. Помимо предоставления устных консультаций гражданам выдаются специально разработанные памятки с информацией о мерах социальной поддержки. Срочную социальную (гуманитарную) помощь получили 2527 человек. Их обеспечили одеждой, обувью, продуктами питания, средствами личной гигиены, постельными принадлежностями, электробытовой техникой и другими товарами. В случае необходимости семьям и детям предоставляется психологическая и педагогическая поддержка. Несколько подростков находятся в Октябрьском, Артемовском, Спасском и Находкинском социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.
Теперь что касается трудовой занятости. В качестве нуждающихся в трудоустройстве зарегистрирован 2031 человек, из них свыше половины уже имеют постоянную или временную работу. Кстати, в Приморье организована работа телефона горячей линии по вопросам трудоустройства граждан Украины: (432)222-03-35.
Справка «В»
Для участников подпрограммы переселения соотечественников предусмотрена возможность в ускоренном порядке получения гражданства РФ, а также материальная поддержка (подъемные). По 80 тысяч рублей получает сам участник и по 40 тысяч выделяется на каждого члена его семьи из федерального бюджета. Еще по 30 тысяч рублей из краевого бюджета предусмотрено для обустройства семьи на территории Приморья.
Автор: Ирина РАДЧЕНКО