Пожелайте доброго пути
Владивостокскому троллейбусу – 50 лет
История городского электротранспорта неразрывно связана с историей города. Корреспонденты «В» пообщались с опытными водителями и расспросили их, как менялись город, горожане и сама их работа.
Накануне знаменательного события (29 января у владивостокского троллейбуса юбилей) на маршруты города вышло сразу несколько празднично украшенных троллейбусов – с поздравительными надписями, видами города. Кстати, непосредственное участие в украшении транспорта принимали водители. Так, Олег Сывороткин (в депо пришел, когда ему еще не было 18, сегодня его стаж – 33 года) с гордостью демонстрирует внешнее и внутреннее убранство своей машины: по борту изображены сами троллейбусы, а в салоне – их крупные фотографии.
Всем пассажирам в этот день выдавались специальные юбилейные билеты (во владивостокском депо их подготовили ни много ни мало 100 тыс. штук) и тематические календарики. И конечно же всех поздравляли. А из динамика звучали песни, в которых обязательно есть слово «троллейбус».
Транспортные воспоминания
Сегодня во Владивостоке курсируют всего два маршрута: № 5 и № 11 (каждый начинается от автовокзала, но один идет до завода «Варяг», другой – до «Клинической больницы»). Однако водители со стажем помнят времена, когда общественный транспорт ходил по нескольким направлениям и был главным на дорогах города.
Любовь Атманова и Алла Савельева пришли в депо в 1981 году. За 34 года они успели поработать на многих маршрутах, но каждой из них запомнился свой.
Любовь Валентиновна вспоминает, как водила троллейбус 6-го маршрута, который шел от «Покровского парка» до «Океанской». Его она любила особенно, потому как именно здесь можно было увидеть всю красоту Владивостока: и любимый облик морского города, и очарование пригорода со снежным убранством или сочной зеленью леса.
Алле Сергеевне же больше запомнился маршрут № 4а, проходивший от фуникулера вниз через ул. Суханова, – здесь в любое время суток открывался неповторимый вид на город и Золотой Рог. Впрочем, из-за того, что приходилось преодолевать крутой рельеф, просуществовал этот маршрут недолго.
Вспоминая те времена, Любовь Валентиновна рисует нам совсем другой Владивосток, непривычный для молодого поколения: практически свободный (по нынешним меркам) от машин, без дорожных пробок. Так что главная роль на дорогах 30-летней давности была у общественного транспорта.
В то же время ее коллега Алла Сергеевна уверяет: чистить дороги в зимний период стали лучше именно в последние годы. И теперь гораздо проще преодолевать на транспорте подъем, которым, кстати, заканчиваются оба оставшихся маршрута.
«Иван Иваныч, не проспите. Вам выходить»
Но больше всего они любят свою работу за постоянное общение с людьми. На ставших уже «домашними» маршрутах все друг друга знают, а потому не ограничиваются простой покупкой билета и несколькими дежурными фразами. Например, когда кому-то надо проехать в ту же больницу, водитель всегда объяснит, в какую сторону к какому корпусу двигаться. А на конечной остановке, пока люди заходят в троллейбус, кто-то обязательно поделится своими радостями или невзгодами.
И водителям всегда хочется порадовать своих пассажиров. Так, на каждый крупный праздник (а не только к своему юбилею) работники депо выпускают на линию специально украшенный тематический троллейбус – к 8 Марта, к Дню Победы, к дню рождения города и т.д. Внешним убранством тут не ограничиваются, и потому входящие в салон люди в буквальном смысле переносятся то в старый Владивосток – с фотографиями, рассказами об истории города, то в библиотеку или в сказку – на Новый год, например, на задней площадке троллейбуса стояла наряженная елка, а между рядами курсировали Снегурочка и символ года – Коза. Самые смелые пассажиры за прочитанное стихотворение или спетую песенку получали подарок.
Так что теперь горожане с нетерпением ждут очередного сюрприза в преддверии какого-нибудь праздника.
Потому и сомневаться не приходится, что многие пассажиры обязательно поздравят водителей с их праздником.
– Я постоянно добираюсь на троллейбусе до электрички. Очень уважаю и ценю труд водителей, которым приходится рано вставать и поздно заканчивать. В их юбилей пожелаю им, конечно, новых маршрутов, пополнения штатов и увеличения зарплаты, – говорит студент МГУ им. Невельского Валентин. Кстати, в прошлом году он на собственные сбережения сшил чехлы для сидений одного из троллейбусов, таким необычным образом продолжая еще советскую, и, к слову, неплохую, традицию комсомольских подарков трудовым коллективам.
Пожелайте им продления пути
Заместитель начальника троллейбусного депо Лилия Миленина называет своих работников истинными патриотами своего дела. Даже если кто-то решается сменить профессию водителя троллейбуса – работа, повторим, у них нелегкая, напряженная, – все равно возвращается. Отметим, что в депо по-прежнему трудится и вынужденная переселенка с Украины, которая устроилась к ним еще в прошлом году.
Коллектив в депо дружный, все уже стали друг другу почти родными. Потому и горе, и праздник каждого не проходит незаметно. Например, многодетная мама Любовь Атманова до сих пор вспоминает, с каким размахом ее и других сотрудниц поздравляли с Днем матери.
Сами себе сотрудники депо в будущем желают продления маршрутов хотя бы до остановки «Фабрика «Заря».
А сегодня, 29 января, в Доме офицеров флота состоится торжественное празднование юбилея владивостокского троллейбуса.
Автор: Антон ВАЛЬТОН