Дорог цветок к празднику

​Как отразился финансовый кризис а цветочном бизнесе во Владивостоке

28 янв. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3677 (11) от 28 янв. 2015

Отшумели январские праздники, и уже не за горами День всех влюбленных, а следом и 8 марта. В обоих случаях не обойтись без цветов. Уже сейчас многих интересует, станет ли дороже порадовать любимых в эти праздники.

Голландия – владычица цветов

Где подорожание валют, там и рост цен на импортный продукт. Основные поставщики цветов владивостокских торговцев – Голландия (там проходят крупнейшие в мире цветочные аукционы) и Чили. Розы приезжают в Приморье из Эквадора и Колумбии, есть также налаженный поток корейских роз. Кое-что закупается в Кении и Израиле.

Но все прочие меркнут на фоне Голландии. Поставщик европейский – закупочные цены выставляются, конечно же, в евро. Повышение курса этой валюты напрямую сказывается и на ценах для конечного потребителя.

Есть, конечно, и отечественный товар, но всерьез, как уверяют оптовые закупщики, полагаться на него нельзя. Это явление сезонное: российские цветы появляются на рынке только летом. В редких случаях зимой бывают поставки от производителей, которые выращивают цветы в теплицах, но их немного.

– К 14 февраля всерьез рассчитывать на российские цветы не приходится. К 8 марта, возможно, появятся тюльпаны: есть предприниматели, которые специально к этой дате закупают луковицы и готовят партии цветов, – рассказывает Илья Лунин, директор одной из цветочных компаний. – Я лично советую в преддверии праздников делать заказы заранее. Каждый год накануне этих дат в цветочных магазинах возникают очереди, и ради своих нервов и экономии времени лучше заранее оформлять заказы, чтобы забрать цветы в удобное время.

Нехватка опыта

Есть и другая причина, почему магазины выбирают импортный продукт. Отечественные цветы в сравнении с «европейцами» все-таки проигрывают в качестве. Дело в том, что Европа занимается производством цветов на продажу уже многие годы, там продуманы механизмы транспортировки, существуют налаженные логистические схемы, а главное, результаты селекции и условий выращивания обеспечивают растениям повышенную стойкость и долговечность.

В России на сегодняшний день попросту не отработан механизм производства, нет специфического опыта. Возможно, со временем, если повысится спрос на отечественные цветы, такой опыт будет наработан и можно будет говорить о полноценной конкуренции с «иноземцами». Но речь все-таки идет не о Приморье – здесь не тот климат, в отличие, например, от юга России. Там зимы мягкие, сезон не так сильно влияет на производство в открытых условиях, и не надо тратиться на теплицы, увеличивая себестоимость продукта.

Проще, да лучше

Можно предположить, что закупщики начнут выбирать цветы более низкого качества, чтобы сдержать цены или хоть немного сгладить их скачок для потребителя. Уже сейчас некоторые позиции поднялись примерно на 30 процентов, хотя рост курса валют требует гораздо большего повышения.

– Понятно, что покупатель, который привык видеть букет за две тысячи, не обрадуется такому же, но за четыре, – говорит Илья Лунин. – Уже видна тенденция к тому, что клиенты будут отказываться от экзотики, выбирая букеты попроще и, как следствие, подешевле. Начинают покупать цветы с коротким стеблем. Это интересная особенность российского рынка: почему-то у нас всегда считалось, что чем длиннее цветок, тем он лучше. И дороже, конечно. Я могу сказать, что это не так: длинный стебель означает, что по нему будет хуже подниматься вода, цветок из-за этого может простоять меньше, а с другой стороны, бутоны что на метровом стебле, что на 40-сантиметровом одинаковые. Но скоро и у нас длина стебля перестанет волновать покупателя так сильно. Спрос изменяется.

Количество заказов у поставщиков, в общем-то, остается прежним, но практически все заказчики снижают объемы. Букеты становятся меньше, те же розы – короче. Тюльпаны как бюджетные цветы, скорее всего, станут выбором нынешнего года, люди будут покупать их больше, чем остальные цветы.

Автор: Александр МУН