Крадущийся кризис, затаившийся страх
Обрушится или устоит рынок труда в нынешних экономических условиях, станет известно к середине весны
Сомнений в том, что Россия вошла в глубокую рецессию, сегодня нет ни у кого. Международные финансовые институты чуть ли не ежедневно пересматривают прогнозы относительно экономического роста нашей страны, и в их выводах мало оптимизма. Однако паники, подобной декабрьской, среди народа не наблюдается.
Хотя падение рубля уже отразилось на рядовых россиянах. Вслед за упавшей национальной валютой может обрушиться и рынок труда. Ходят разговоры о массовых увольнениях.
Топ-менеджеры приморских компаний не решаются давать какие-то конкретные ответы и строить прогнозы. Наемные работники ждут изменений. Но ощущения у всех тревожные: все помнят то, что произошло в 2008 году.
Оптимизация без оптимизма
Справедливости ради отметим: нынешний кризис отличается от того, который случился семь лет назад. Тогда работодатели действовали резко: сокращали целые отделы, а зарплаты резали вплоть до 40 процентов. В этом году рынок затаился: руководители компаний пока анализируют ситуацию.
По данным центра занятости населения Владивостока, на сегодняшний день в краевом центре официально зарегистрировано 1114 безработных. Это ниже показателя предыдущего года: в январе 2014-го безработными числилось на 239 человек меньше. В ведомстве утверждают, что каких бы то ни было всплесков сокращений в городе не отмечено, а уровень безработицы составляет 0,3 %, что на 0,1 % меньше показателей 2013 года.
– Никаких массовых увольнений нет, – подтверждает директор кадрового агентства «Успех» Диана Кровлина. – Как нет и паники начала 2009 года. Однако некоторые тенденции все-таки можно отметить. Так, незначительные сокращения наблюдаются в банковском секторе. Во многих компаниях идет оптимизация штатной численности.
Однако, как объясняют кадровики, оптимизация всегда характерна для начала года: это повод почистить ряды, оставить более эффективных сотрудников, пересмотреть бизнес-процессы. «Оптимизированные» уже потянулись в агентства – искать новую работу.
– Тенденцию к сокращениям персонала мы уже наблюдаем, – признает директор кадрового агентства «АРК персонал» Светлана Решетниченко. – Именно эту причину поиска новой работы все чаще указывают в своем резюме люди, обращающиеся сегодня в кадровое агентство: из пяти соискателей двое называют сокращение из-за снижения деятельности предприятия в связи с девальвацией рубля либо потерю работы из-за ликвидации компании.
– Сейчас работодатели задумываются, нужно ли им столько маркетологов или обучающего персонала, – продолжает Диана Кровлина. – Компании теперь стараются усилить отделы, нацеленные на то, чтобы заработать деньги, обучают и ищут толковых продажников. Все понимают, что в кризис выживут сильнейшие. Вспомогательные же структуры – отделы маркетологов, рекламистов, PR – стараются сократить.
Хотя затраты на персонал, как правило, одна из основных статей расходов, совсем без сотрудников не может обойтись даже самый экономный работодатель. Потому и «резать» не решаются. Тем более что набирать квалифицированный персонал после волны кризиса выйдет дороже, чем если бы работодатель продолжал платить сотрудникам, которых уволили на этой волне.
Вместе с тем, отмечают специалисты, компании выжидают: набор на новые должности не ведется, новые направления не открываются, новые проекты не запускаются. Подбор персонала идет в текущем режиме – на имеющиеся вакантные позиции. Правда, есть случаи сокращения рабочего времени и отправки сотрудников в неоплачиваемый отпуск.
Бонусов не ждем
По данным Примстата, средняя заработная плата по Владивостоку составляет сегодня 36,7 тысячи рублей, что на 6,2 % выше показателя 2013 года.
У кадровиков свои данные. Так, ДВ филиал рекрутингового агентства HeadHunter анализировал предложения от работодателей в нынешнем январе и выяснил, что они стали предлагать соискателям зарплату меньше, чем раньше, – на три тысячи рублей минимум.
– У некоторых оплата труда сокращается естественным путем: например, у продажников при падении уровня дохода, который они приносят компании, – объясняет Диана Кровлина. – Многие компании приостановили индексацию заработка сотрудников на 2015 год и планируют подойти к этому вопросу лишь в марте-апреле.
– Часть обязанностей тех, кто был сокращен, перейдет к другим сотрудникам, однако на дополнительный заработок им рассчитывать не придется, – говорит директор кадрового агентства «Карьера-Форум» Галина Попова. – Многим приморцам «порежут» бонусную часть, премиальную. Однако все понимают, чем вызваны такие меры, и никто не бежит увольняться или искать новое место работы.
Печально обстоят дела в сфере недвижимости. Как признались риелторы, в лучшем случае их зарплаты останутся на том же уровне, но, вероятнее всего, будут снижаться. Подобная ситуация у страховых компаний.
Прибавки не стоит ждать и тем, кто занят в сфере производства и продажи автомобилей.
Приготовиться к худшему стоит и людям, занятым в малом бизнесе: по прогнозам, их ожидает снижение зарплат на 15-20 %. Более того, угроза сокращения висит над такими сотрудниками всегда: в этой сфере до сих пор практикуются серые схемы трудоустройства и оплаты труда. Впрочем, люди, которые умеют и привыкли зарабатывать деньги, закрыв один убыточный бизнес, откроют другой, прибыльный. А значит, снова появится потребность в рабочей силе и рынок труда стабилизируется.
Негативную тенденцию отмечают кредитные учреждения, которые закрывают филиалы, переориентируясь на электронный банкинг, а также компании в сфере телекоммуникаций, переходящие на единые информационные центры. Пострадает и логистическая сфера: грузооборот падает, вместе с ним снижается и доход компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
Впрочем, не все сферы бизнеса пострадали от кризиса. По словам специалистов кадровых агентств, в 2014 году выросли зарплаты айтишников, программистов. Уверенно чувствуют себя работники крупных иностранных компаний. Большинство «иностранцев» традиционно увеличивает зарплаты сотрудникам с учетом официального годового инфляционного коэффициента. Возможны и другие корректировки из-за падения курса рубля, в результате чего рост зарплат здесь может составить 10-15 %.
Избалованные не требуются
Кадровый же провал, который наблюдается в отдельных отраслях, по словам специалистов рекрутинговых агентств, связан с тем, что продолжается миграция приморцев в западную часть России. Сказывается и демографическая яма 1990-х: людей, которые сейчас должны были бы вступать в рынок труда и составлять определенную конкуренцию, нет – они просто не родились в свое время.
Сегодня на рынке труда во Владивостоке, как и прежде, востребованы обладатели рабочих специальностей: строители, работники сферы ЖКХ и т.д. Не хватает и высокопрофессиональных сотрудников – линейных менеджеров, например. Также всегда нужны специалисты финансовых служб, бухгалтеры, экономисты и инженеры.
– Сейчас требования к соискателям становятся жестче, – констатирует Галина Попова. – Работодатели выбирают, они не хотят размениваться и брать неквалифицированного человека. В такой ситуации работникам нужно повышать свою квалификацию. Впрочем, ничего сверхъестественного работодатель не ждет: главное, чтобы человек выполнял свою работу добросовестно, у него должно быть желание добиваться поставленных результатов. А такие качества, как ответственность, лояльность, готовность разделить неприятности компании, сейчас ценятся особенно. Хочу сказать, что в последние годы среди претендентов на рабочие места отмечалась некоторая избалованность. Теперь мы ждем более замотивированных соискателей.
В целом же, как уверяют эксперты, конкретные выводы делать рано: как правило, рынок труда реагирует на изменения в экономике с опозданием в три-четыре месяца.
Автор: Катерина МАТВЕЕВА