Поселения просят денег
ЖКХ и культура накопили долгов
На очередном заседании бюджетного комитета Законодательного собрания Приморского края председатели местных дум просили деньги на оплату долгов за тепло и на содержание объектов культуры. Однако краевые парламентарии не были склонны транжирить средства и призывали к разумной экономии.
Финансовый кризис испугал не только малый и средний бизнес, но и работников бюджетной сферы. С начала года в «Белый дом» потянулись просители с мест – докладывать о бедственном положении подведомственных поселений и договариваться о субсидиях. Первым взял слово председатель Думы Кировского муниципального района Максим Хуторной.
– В нашем районе сложилось печальное финансовое положение, – уверил депутат. – Кредиторская задолженность муниципалитета составляет 54,3 млн руб., в том числе 19 млн – по заработным платам, 31,3 млн – долги за коммунальные платежи. В бюджете на 2015 год погашение задолженности не предусмотрено.
Хуторной попытался объяснить, из-за чего возник такой долг. Сослался на перераспределение финансовых потоков между краевым и муниципальным бюджетами в связи с передачей на краевой уровень полномочий по финансовому обеспечению учебного процесса в дошкольных организациях. Хотя на уровень края перешло финансирование по дошкольному образованию, муниципалитетам легче не стало. Также в числе факторов, подкосивших баланс Кировского района, – уменьшение дотации на 6,5 млн руб. В итоге доходов – даже с учетом дотаций – муниципалитету на выполнение всех расходных обязательств не хватает. К тому же «Примтеплоэнерго» и Пенсионный фонд подали заявление о взыскании задолженности с района. По некоторым искам район уже проиграл: вынесено решение о взыскании 14 млн руб., на рассмотрении арбитражного суда находятся иски еще на 9 млн. Средств заплатить по исполнительным листам нет.
Выступление завершилось просьбой выделить Кировскому району 31,3 млн руб. – на погашение долгов коммунальщикам. При этом выступающий вспомнил, что в прошлом году им также выделялись деньги – на зарплату работникам образования и на другие нужды.
Парламентарии на просьбу коллеги из района отреагировали достаточно жестко. Депутат ЗС ПК Геннадий Лазарев подчеркнул, что похожая ситуация сложилась и в Большом Камне, а если выдать деньги одному муниципалитету, за субсидированием потянутся и другие. «В кризис дотации нужны всем, – напомнил он. – Средств не хватает не только в бюджете муниципальных образований, их недостаточно и в краевой казне, и в федеральной».
А что же делают сами администрации для улучшения своего положения? Этот вопрос задала спикеру директор департамента финансов Приморского края Татьяна Казанцева, напомнив, что возможности для увеличения доходной части бюджета у муниципалитетов есть.
– Горненское поселение Кировского района давно перевели из городского в сельское с тем, чтобы вы могли объединить поселения. И где результаты вашей работы? Создается впечатление, что Кировский район только укрупняет систему управления и просит денег на ее содержание. Не платить за тепло было вашим решением, вы, видимо, понадеялись на край, мол, никуда не денется, заплатит, – вопрошала директор департамента, назвав такое отношение к бюджету края иждивенческим. После чего посоветовала представителю Кировского района сформировать конкретное предложение, в чем нужна помощь края.
– Выясните, где идет «пробуксовка», оставляющая брешь в бюджете, может, изменения нужны в какие-то законы или еще что-то… Мы готовы оказать любую нефинансовую помощь, – отметила Татьяна Казанцева.
– Нужно возобновлять работу группы депутатов краевой администрации, с тем чтобы посетить проблемные территории и разобраться в ситуации. К этой работе можно подключить Контрольно-счетную палату, – предложил заместитель председателя комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Владимир Беспалов. – Буквально на днях я получил аналитические данные по собираемости налогов по краю. Выяснилась интересная вещь: краевой бюджет идет с опережением по собираемости налогов порядка 13 процентов, а общие сборы муниципальных образований дают отрицательный баланс – минус 8,5 процента. Хотелось бы спросить у краевой налоговой инспекции: почему они допускают такую задолженность – около девяти миллиардов рублей?
Депутаты ЗС ПК отложили решение проблемы, намереваясь дождаться результатов проверки специальной комиссии, которая будет работать по Кировскому району.
Деньги на содержание объектов культуры просила председатель муниципального комитета Григорьевского сельского поселения Михайловского района Любовь Заставная.
– В состав нашего сельского поселения входит четыре населенных пункта, – ввела в курс дела Любовь Заставная. – В этом году на содержание культуры в этих селах было выделено 483 тыс. руб. – это сумма, равная заработной плате сотрудников за полгода. Но, помимо этого, нужно еще содержать учреждения культуры: оплачивать свет, отопление и т.д.
Делегат от поселения подчеркнула: дома культуры являются очагами жизни в селе – там ведутся занятия, проходят выступления двух народных хоров, танцевальных групп.
– В поселении проживает 257 детей до 18 лет, в школах кружков нет, ребятам, если придется закрыть ДК, просто некуда будет ходить, – убеждала Заставная. В итоге попросила дотаций на культуру в размере 1,5 миллиона рублей.
Глава Михайловского муниципального района Анатолий Чеботков пообещал разобраться в ситуации и высказал сомнение, стоило ли выносить такой узкий вопрос на заседание краевых парламентариев.
– Мы можем взять культуру на себя, но Григорьевское поселение должно тогда передать нам вместе с полномочиями и финансирование, а его нет, – объяснил депутат. – Но варианты решить проблемы существуют. Так, мы взяли на себя обеспечение всех библиотек в районе, двух народных творческих коллективов. Поселению же предлагаем заниматься вопросами формирования доходной части бюджета. У них есть вариант работы с продажами сельхозпаев, а это большие деньги. Я знаю, что администрация Григорьевского поселения начала заниматься этим вопросом и через два-три месяца они смогут продать невостребованные паевые доли и получить в бюджет более 10 миллионов рублей. Тогда у них и будут деньги.
Глава Михайловского района удивлялся: почему другие села, такие, как Михайловское, Новошахтинское, Ивановское, сами ищут средства для пополнения своей казны, а Григорьевское поселение задает подобные вопросы? И отметил, что если в большинстве поселений один человек работает за троих, совмещая должности главы администрации, главы района, председателя думы, то в Григорьевском на каждой должности сидит человек и получает зарплату. Тем самым чиновник намекнул, что стоило бы подумать над оптимизацией аппарата администрации – тогда и деньги на культурные нужды найдутся.
В итоге краевые парламентарии предложили повторно пересмотреть размеры софинансирования для муниципальных образований.
Автор: Кристина МУРЛЕЕВА