​Ивановы перестали отдыхать и проедают сбережения

К таким выводам пришел аналитический департамент одного из крупнейших банков страны

22 янв. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3674 (8) от 22 янв. 2015

Специалисты «Сбербанка» изучили состояние доходов и расходов среднестатистической российской семьи методом, который назвали «потребительский индекс Иванова». Результаты исследований не слишком позитивные.

Итак, в последнем квартале 2014 года (по сравнению с третьим кварталом того же года) число людей, отметивших, что их работодатель сокращает персонал, увеличилось с 43 проц. до 45 проц. При этом потерять работу боятся 35 проц. опрошенных, хотя весь год этот показатель оставался на уровне 30 проц.

Средняя российская зарплата в декабре осталась неизменной – в районе 30 тыс. рублей. А вот траты Ивановых изменились, за исключением продуктовой корзины, на которую по-прежнему уходит 38 проц. доходов. На фоне роста цен это значит, что люди ужимают расходы: 60 проц. респондентов пытается экономить на товарах повседневного потребления, а 28 проц. опрошенных признались, что в минувшем квартале сократили свои траты на предметы не первой необходимости. Также россияне стали реже посещать рестораны и кафе и оказываться от других развлечений.

Тревожный сигнал: россияне начали проедать сбережения – «заначки» нет у 42 проц. опрошенных против 37 проц. в середине года. Таким образом, часть людей уже тратят средства, отложенные на черный день.

По наблюдениям Ивановых, общая продуктовая инфляция ускорилась до 14,9 проц., при этом отпускные цены в магазинах крупных федеральных сетей оставались значительно более низкими, чем в обычных торговых точках и рынках. И – как следствие – потребители, ранее предпочитавшие торговые точки и ларьки у дома, быстро переориентировались на крупные супермаркеты.

Комментарий

Президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров Роман Иванищев:

– Начиная с января 2014 года во Владивостоке средний чек по ресторанам начал снижаться и к концу года упал на 50 процентов. С июня того же года вниз пошла и посещаемость, к концу декабря в ресторанах и кафе стало отдыхать на 30-40 проц. людей меньше, чем в начале 2014 года. В первую неделю после новогодних каникул 2015 года уже три заведения в приморской столице прекратили свою работу. Многие точки не выдержали бремя аренды, собрали выручку в праздники и прекратили деятельность.

Шеф-повар кафе «Шоколадница» Татьяна Чередова:

– Уже сейчас мы задумались, как переделать свое меню и, снизив его себестоимость, не нанести ущерба качеству блюд. Рестораторам приходится несладко, так как весь импорт подорожал: шоколад – в два раза, мята – почти в три, то же самое и по другим группам товаров. Найти замену завозным продуктам непросто. Так, мы пытались заменить летом санкционную клубнику из Нидерландов местной – и не смогли этого сделать. Приморские фермеры предлагали нам ягоду по 1000 рублей за кг, в то время как заграничная обходилась в 700 рублей. Теперь рестораторам придется включить фантазию, чтобы предложить взыскательным потребителям меню вкуснее, оригинальнее, но дешевле, чем предлагали ранее.

Руководитель департамента маркетинга «Реми» Андрей Прилепов:

– Нашу торговую сеть стали посещать больше покупателей, поток увеличился примерно на 3 – 15 проц. Этому есть объяснение: у больших супермаркетов больше возможностей держать низкие цены. Для крупных торговых сетей поставщики предоставляют хорошие скидки, так как те закупают большой объем товаров, чего не могут позволить себе маленькие розничные точки. В кризис всегда страдают небольшие торговые точки: на молоке и хлебе, которые остаются уделом небольших павильонов, ни один бизнес не выживет.

Кстати

«Потребительский индекс Иванова» – опрос, проводимый ежеквартально. Обзор основан на итогах опроса 2300 граждан в возрасте 18–65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек.

Автор: Кристина МУРЛЕЕВА