Дырка от бублика
Оформляя заказ в интернет-магазине, покупатель рискует остаться без денег и без товара и получить неразрешимые проблемы
Покупки в интернет-магазинах сегодня очень популярны у россиян. Во-первых, цены в них существенно ниже, чем в обычных торговых точках. Во-вторых, привлекают большой выбор товаров и удобная доставка покупок почтой или курьерской службой. Кроме того, онлайн-продавцы регулярно устраивают всевозможные акции и предлагают бонусные программы, чтобы подогреть интерес покупателей к предлагаемым товарам.
Однако приобретения в «магазинах на диване» при всех своих плюсах таят много подводных камней. О существовании таких камней даже не подозревала жительница Владивостока Елена Попова, когда заказывала на сайте KupiVIP.ru дорогостоящие украшения.
У вас на складе «крыса»
Золотые серьги с бриллиантами были давней мечтой Елены. Но найти в ювелирных магазинах города достойную модель – такую, чтобы только взглянула и немедленно захотелось купить, – никак не могла. Подруга посоветовала поискать украшение на сайтах интернет-магазинов. Мол, там есть все, что душа пожелает.
Желанные серьги по цене 150 тысяч рублей Елена нашла на сайте шопинг-клуба KupiVIP.ru в конце ноября 2013 года. Через девять дней курьер привез посылку ей на работу, как она и просила, когда оформляла свой заказ № 20157184. К коробке в прозрачном полиэтиленовом пакетике была приклеена накладная с подробным описанием товара, включая стоимость сережек и вес бриллиантов в каратах. Но Елена на эту подсказку для воров внимания тогда не обратила.
– Я расплатилась с посыльным, не думая о каком-либо подвохе, – рассказала женщина корреспонденту «В». – И даже не стала распаковывать коробку, так как все произошло очень быстро: парень сказал, что у него много заказов и он спешит, я тоже отпросилась у начальства на пять минут. И только дома, когда вскрыла фирменную упаковку, обнаружила, что сережек в коробке нет. Для меня это был шок! 150 тысяч рублей – сумма немаленькая…
На следующий день в офисе курьерской службы Елену «обрадовали»: оказалось, что точно такой же инцидент произошел накануне еще с одной клиенткой этого же интернет-магазина при доставке ее заказа – янтарного колье. Но в отличие от Елены та покупательница оказалась бдительнее: она открыла посылку при курьере. И, естественно, не стала рассчитываться за пустую тару.
Между тем при тщательном осмотре коробки, в которой должны были находиться серьги, сотрудник курьерской службы обнаружил следы переклейки прозрачного скотча. По его словам, подобные неприятности регулярно происходят с посылками именно этой компании. Экспедитор предположил, что на складе «КупиВИП» завелась «крыса».
Созвонившись с представителем службы безопасности интернет-магазина KupiVIP.ru, Елена составила претензию об отсутствии товара. Чуть позже отправила в головной офис этого шопинг-клуба коробку от посылки и упаковку от сережек, как ее и попросили, «для подробного изучения ситуации». По телефону приятный мужской голос пообещал ей разобраться и вернуть деньги в кратчайшие сроки.
– До марта 2014 года после моих неоднократных обращений из компании «КупиВИП» мне звонили раз в неделю и просили подождать еще чуть-чуть, – вспоминает Елена. – Говорили, что их служба безопасности занимается моей проблемой и деньги я непременно получу. «Вы, главное, не переживайте!» – успокаивала меня одна и та же девушка. Я выучила наизусть ее шаблонные заверения, будто она зачитывала текст по бумажке или с монитора компьютера. При этом она каждый раз переспрашивала у меня номер заказа, дату и обстоятельства происшествия…
На календаре январь 2015 года. Но деньги Елене Поповой владельцы шопинг-клуба «КупиВИП» до сих пор не вернули. И, судя по всему, не планируют. Женщина полагает, что они ждут, когда ей надоест им звонить и она отстанет от них. Но при этом онлайн-продавцы без стеснения звонят ей и предлагают поучаствовать в своих акциях.
Ребенок растет, а товара все нет
К сожалению, вышеописанная история отнюдь не оригинальна. В распоряжении редакции «В» есть несколько писем от возмущенных покупателей сайта KupiVIP.ru, а также других недобросовестных онлайн-продавцов. Люди не получают заказанные и зачастую уже оплаченные часы, драгоценности, бижутерию, парфюмерию, одежду, обувь, предметы быта, игрушки. Или получают не фирменный товар, как гарантировал продавец, а некачественный контрафакт. А потом годами выясняют отношения с владельцами интернет-магазинов. Иногда кому-то везет.
В ноябре 2011 года во Владивостоке был задержан предприниматель, «забывавший» отправить покупателям товары, заказанные через его персональный сайт. Мошенник безнаказанно промышлял на просторах Всемирной паутины около трех лет. Крест на его криминальном бизнесе поставила жительница Уфы.
Будучи на шестом месяце беременности, женщина заказала по Интернету игрушки и одежду для своего будущего ребенка. И, как того требовал поставщик, перечислила необходимую сумму на его кредитку. Время шло, малыш родился, успел подрасти и уже самостоятельно вставал в колыбели, а его мать свой заказ так и не получила.
Поняв, что стала жертвой интернет-мошенника, женщина обратилась в полицию.
Как рассказала корреспонденту «В» представитель пресс-службы УМВД по Приморскому краю, сотрудники отдела «К» по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий вычислили и задержали онлайн-афериста, проживавшего во Владивостоке. Следствие установило, что он размещал на различных сайтах в разделах «Продам» или «Услуги» объявления о продаже комплектующих для автомобилей, персональных компьютеров, ноутбуков и прочих востребованных товаров, в том числе товаров для детей. Получив предоплату или всю сумму полностью, злоумышленник исчезал: его телефон был вне зоны досягаемости. Обманутые покупатели жаловались на мошенника модераторам сайтов, те, в свою очередь, удаляли его объявления. Однако вскоре пройдоха всплывал на других сайтах. Неизвестно, скольких бы еще доверчивых клиентов он кинул, если бы не возмущенная молодая мама из Уфы…
Чудес не бывает!
Не так давно во Владивостоке на скамье подсудимых оказался местный житель Михаил Елгунов, специализировавшийся на продаже через Интернет автомобильных комплектующих. Играя роль посредника, он предлагал клиентам перевести деньги за запчасти блиц-переводом или направить их на расчетные счета в банке, оформленные на него самого и некоего Ванина. Когда заказчик выполнял все условия, мошенник просто отключал мобильник.
По данным приморской полиции, Михаил Елгунов кинул таким образом не один десяток человек из разных регионов России. Со временем он стал также предлагать посреднические услуги в оформлении автотранспорта в МРЭО ГИБДД, хотя никаких возможностей для этого не имел.
Следствие установило, что для работы мошенник использовал адреса: mikhailiv1980@mail.ru; elgunov@inbox.ru; ivanovmal1980@mail.ru; madzk2011@yandex.ru, а также сотовые телефоны 8-902-555-84-37 и 8-914-068-99-51. Доказанный ущерб от его преступной деятельности составил 481 тысячу 528 рублей.
Решением Первореченского районного суда города Владивостока гражданин Елгунов был приговорен к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы. Как говорится, сколь веревочке ни виться…
Между тем следствие полагает, что установленный список жертв Елгунова далеко не полный. Полицейские просят всех, кто пострадал от действий этого злоумышленника, обращаться в отдел «К» УМВД по Приморскому краю по телефону (423) 236-10-46. Адрес электронной почты: otdel.k.prim@yandex.ru.
Напоследок процитируем строки из письма еще одной нашей читательницы, поверившей в «ненавязчивый сервис» интернет-магазина KupiVIP.ru и обжегшейся на этом: «Только что повесила трубку после разговора с клерком этой удивительной компании. Казалось бы, уже нужно привыкнуть к обману за шесть лет. Но нет, с чувством сумасшедшего мазохиста я продолжаю наступать на одни и те же грабли. Говорила мне мама: «Доченька, не будь простофилей, чудес не бывает!» Но я верю, что когда-нибудь отдел внутреннего расследования «КупиВИП» разберется с данными вопросами. И перестанет в сотый раз спрашивать номер отправления посылки или искать ошибку в номере счета клиента…»
Комментарий
Алексей Загрядский, юрист:
– Любой вид мошенничества в Интернете прозрачен и не представляет сложности для обнаружения и наказания преступников. Произвол онлайн-продавцов может и должен быть наказан по всей строгости закона. Для этого есть полиция и статья 159 Уголовного кодекса РФ – «Мошенничество». Если вас обманули мошенники, немедленно обратитесь в правоохранительные органы! И не предоставляйте данные о себе сомнительному человеку или сайту: любая информация может быть использована против вас. Главное, что нужно помнить всем, чтобы не стать жертвой интернет-мошенников: халявы не бывает.
Справка «В»
По данным Роспотребнадзора, большая часть – свыше 70 % – правонарушений в сфере интернет-торговли связана с умышленным замалчиванием достоверной информации о товаре, сроке возврата и гарантийном ремонте; 25-30 % – это несоблюдение порядка и сроков возврата товара;
10-15 % зафиксированных нарушений напрямую связаны с отказом со стороны интернет-магазинов удовлетворять законные требования покупателей.
В 80 % случаев продавцы обезличены, поскольку не предоставляют какие-либо сведения о месте нахождения магазина. Поэтому претензии потребители даже не предъявляют.
Автор: Сергей КОЖИН