​Алиментщики аки шпионы

Скрываясь от исполнительного листа, граждане меняютфамилии и «пишут» мантры

14 янв. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3669 (3) от 14 янв. 2015

У большинства обывателей работа судебных приставов-исполнителей ассоциируется с суровыми и крепкими мужчинами в черной форме, выбивающими долги из недобросовестных алиментщиков, заемщиков банков и злостных неплательщиков коммунальных услуг.

«Все мысли материальны», «Мне должны большую сумму денег», «Я никому не должна», «Три миллиона, придите ко мне», «Деньги меня любят» – такими фразами была «украшена» квартира должницы

Этот образ сложился благодаря сюжетам по ТВ и публикациям в печатных СМИ, регулярно рассказывающих об изъятии у должников автомашин, моторных лодок и бытовой техники. Как правило, меры эти вынужденные, потому что граждане не желают расплачиваться по долгам добровольно. Зачастую препятствуя приставам исполнять свои должностные обязанности.

И хотя их служба нелегка и связана с неприятными моментами, но в разговоре с корр. «В» Денис Лебедев, и.о. заместителя руководителя УФССП России по Приморскому краю, больше вспоминал курьезные случаи. Может, потому что беседовали мы с ним накануне старого Нового года

Все свое ношу с собой

Нигде не работающая гражданка Пегасова*, 32 лет отроду, давно попала в поле зрения социальных работников и участкового инспектора. Злоупотребляющая алкоголем, лишенная родительских прав по решению Кировского районного суда, нерадивая мамаша была обязана выплачивать алименты на содержание своего несовершеннолетнего сына. Но исполнять свои родительские обязанности женщина не спешила. Приставы неоднократно предупреждали: за неуплату алиментов можно попасть под статью Уголовного кодекса. Вплоть до получения реального срока. Тем не менее дама менять свою жизнь не желала: на работу не устраивалась, перебиваясь случайными заработками. И с зеленым змием не расставалась.

– Судебный пристав-исполнитель не раз вызывал Пегасову для разъяснительной беседы, пытаясь надавить на материнские чувства. Но до нее эти увещевания не доходили. Видимо, с чувствами у нее была проблема. А потом она и вовсе стала уклоняться от встреч с представителем закона. И тогда судебный пристав принял решение о принудительном приводе алиментщицы в отдел, – рассказывает Денис Лебедев.

Сказано – сделано. За гражданкой Пегасовой была послана служебная машина, и вскоре ее под белые рученьки доставили в отдел для предоставления объяснений. Чтобы она в очередной раз пообещала взяться за ум и платить алименты ребенку. Когда Пегасова переступила порог кабинета, пристав сразу заметил: доставленная подшофе. Но отменять разговор с ней не стал, ведь для алиментщицы это было обыденное состояние.

Во время опроса Пегасова вела себя адекватно, не буянила, не скандалила, соглашалась, что она никудышняя мать, и, как всегда, обещала исправиться. И еще постоянно роняла на пол то ручку, то ключи, после чего задерживалась под столом на несколько секунд. Пристав связал ее странное поведение с глубоким похмельем и с трясущимися руками. Между тем чем чаще женщина выныривала из-под стола, тем бессвязнее становилась ее речь, а движения более заторможенными. Пристав предположил, что хмельную гражданку развезло в тепле.

Загадка странного поведения Пегасовой вскоре раскрылась. Когда пристав задал ей очередной вопрос, она лишь улыбнулась, сползла со стула на пол и… уснула. Оказалось, во внутреннем кармане ее куртки была бутылка самогона с трубочкой, к которой женщина периодически прикладывалась, роняя что-то со стола.

Отсыпалась Пегасова уже в отделении полиции. А дознаватель отдела судебных приставов привлек-таки ее к уголовной ответственности за неуплату алиментов.

Мантры не помогли

Жительнице села Вольно-Наде-ждинского Светлане Киселевой не повезло: она взяла в банке кредит миллион рублей на раскрутку бутика модной женской одежды. Но не смогла вовремя рассчитаться. Бизнес не пошел, лавочку пришлось закрыть, а ее долг финансово-кредитному учреждению на тот момент составил около полумиллиона рублей.

Время шло, проценты за кредит росли, но гражданка Киселева и не собиралась расплачиваться с банком. Во-первых, сумма была для нее неподъемной. Во-вторых, она надеялась, что в банке… забудут о ее долге.

Не так давно в отношении должницы было возбуждено исполнительное производство.

– Однако гражданка на прием к судебному приставу не являлась и, судя по всему, вообще не озадачивалась проблемой выплаты долга. Тогда судебный пристав выехал на место жительства должницы, чтобы проверить ее имущественное положение, – говорит Денис Лебедев.

Квартира Киселевой, как и она сама, произвели на исполнителя закона неизгладимое впечатление: стены выкрашены в ярко-красные тона, мебель переливается всеми цветами радуги. На стенах, даже на кухне и в ванной, висят разномастные таблички и лозунги с фразами: «Все мысли материальны», «Мне должны большую сумму денег», «Я никому не должна», «Три миллиона, придите ко мне», «Деньги меня любят» и так далее.

Когда пристав поинтересовался у женщины, собирается ли она возвращать долг банку, та, в свою очередь, удивилась: а зачем? Она была искреннее уверена, что ее долг забудется банковскими служащими. Кроме того, Киселева надеялась на помощь «сверхъестественных сил». Отсюда, кстати, «волшебные» мантры на стенах. Заклинания, увы, не помогли.

Судебный пристав-исполнитель наложил арест на плазменный телевизор и принтер с последующим изъятием. И если три вожделенных миллиона рублей к должнице не придут по щучьему велению, то имущество будет передано на реализацию. Чтобы покрыть хотя бы часть ее долговых обязательств.

Вывод из этой истории один: на мантры надейся, а сам не плошай.

Цыплят по зиме считают

Если бы Вера Михайловна Смирнова, проживающая в селе Суходол Шкотовского района, знала, какой нервотрепкой обернется ее доброта, никогда бы не занимала своей соседке 90 тысяч рублей. Но что сделано, то сделано.

С того дня, как Алевтина Кузьминична Романова «перехватила у нее немного денег всего на две недели», прошел почти год. Поначалу Смирнова пыталась поговорить с бывшей лучшей подругой по-доброму: мол, верни долг – и никаких проблем не будет. Но должница лишь кормила обещаниями и «завтраками». Когда терпение у Веры Михайловны иссякло, она обратилась за помощью в суд.

– Не хочешь по-хорошему? Будет по закону! – сказала она соседке.

Суд принял соответствующее решение, после чего судебным приставом города Большой Камень было возбуждено исполнительное производство.

– Однако гражданка Романова, извещенная о необходимости погасить долг, оставалась глуха к требованиям исполнителей закона. Утверждала, что денег у нее нет и когда будут – неизвестно. Далее процедура исполнения решения суда пошла по накатанной колее. Судебный пристав выехал по адресу проживания Романовой. Никаких материальных ценностей, чтобы их реализовать и погасить долг, у должницы не обнаружил. Зато во дворе его встретила веселая птичья стая во главе с агрессивным индюком.

Гомонящее птичье царство и попало под арест исполнителя закона. Судебный пристав составил акт описи и ареста и оставил птицу на ответственное хранение хозяйке – не забирать же живность в отдел. Если должница не вернет деньги в течение десяти дней, то 20 цыплят, 13 петухов, 8 кур и 1 индюк будут проданы в счет погашения долга.

Ушел в подполье

Житель села Михайловка Николай Елисеев не бегал от исполнительного листа и не скрывался от судебных приставов. Он почти три года добросовестно платил алименты своей бывшей жене на содержание своего 6-летнего сына. Алименты, и очень неплохие, удерживались из его заработной платы и всегда приходили вовремя. Но в ноябре прошлого года этот финансовый ручей вдруг высох. И сам гражданин Елисеев исчез в неизвестном направлении, предварительно уволившись с работы. В отношении сгинувшего должника было заведено разыскное дело, а судебный пристав-исполнитель, чтобы выяснить местонахождение неплательщика, переквалифицировался в сыщика.

В ходе розыска было установлено, что мужчина – неплательщик алиментов – с такой фамилией и отчеством в Михайловском районе не проживает. Казалось бы, все, тупик! Не исключено, что он мог выехать за пределы Приморья. И где теперь искать должника, неизвестно.

Но пристав не верил в версию убытия Николая Елисеева на ПМЖ в другой регион страны. Он продолжал поиски и нашел-таки сбежавшего алиментщика… в том же Михайловском районе. Только у него уже была другая фамилия и другое отчество. Заметая следы, Елисеев обратился в отдел УФМС по Михайловскому району с заявлением о смене фамилии и отчества. После чего ему был выдан новый паспорт гражданина РФ с учетом его просьбы.

– Узнав новые данные неплательщика алиментов, судебный пристав установил и телефонный номер должника. В ходе телефонного разговора судебный пристав-исполнитель сообщил ему о противоправности его действий и предупредил, что, если мужчина и дальше будет уклоняться от уплаты алиментов, ему грозит уголовная ответственность, – говорит Денис Лебедев.

В отделе судебных приставов, куда должник пришел после телефонной беседы, неудавшийся «подпольщик» понял: перехитрить приставов ему не удастся. Достал из кармана пачку денег и тут же погасил часть долга. И еще сообщил место своей новой работы и своего фактического пребывания. Теперь неплательщик будет находиться под колпаком судебных приставов до окончания срока выплаты алиментов.

*Имена и фамилии изменены


Автор: Сергей КОЖИН