Из Года Козы – в Год Козы
Новогодние праздники тоже имеют свою историю. И она очень занимательная
Во Владивосток Год Козы приходит в двенадцатый раз. Когда-то давно его встречали салютами и елками для нижних чинов на острове Русском, десятилетия спустя – салатом оливье и фильмом «Ирония судьбы, или С легким паром». А было время, когда и не встречали (во всяком случае, официально) вовсе…
О том, как менялись традиции встречи Нового года, как сменяли друг друга эпохи и идеологии, моды и технологии – и все это на примере нашего любимого Владивостока, – рассказывает выставка «Сказочный город», которая работает в Музее города на улице Петра Великого, 6.
Жизнь свою, как кинопленку, отмотай
– Мы решили посмотреть сами и показать горожанам, как праздновали Новый год, Рождество в Годы Козы во Владивостоке раньше, что дарили, что желали, о чем говорили, – рассказывает Светлана Воронина, директор Музея города. – И вот, отмотав назад 12-летние циклы, мы, как мне кажется, нашли очень интересные события, подобрали уникальные экспонаты, фотографии, цитаты из газет того времени – словом, сделали все, чтобы представить каждый Год Козы начиная с 1871 года. Разумеется, жители Владивостока далеко не всегда встречали Год Козы: восточные гороскопы вошли в моду лишь ближе к середине прошлого века. Но тем не менее они встречали праздник! Замечу, что подчас именно на годы, проходившие под покровительством этого животного, во Владивостоке выпадали действительно знаковые события. Например, в 1871-м сюда перевели Восточно-Сибирскую флотилию, что дало посту Владивосток невероятный толчок для развития.
Или возьмем 1883 год. Владивосток, совсем недавно получивший статус города, обзавелся собственным гербом. И собственной газетой! И так далее и тому подобное. Мы старались подбирать события, экспонаты так, чтобы они были и связаны между собой, и в то же время имели некоторое отношение к Новому году, и были уникальными, удивляли и радовали наших зрителей.
Празднику есть место всегда
Выставка занимает два зала. Войдя в первый, где разместились приметы эпохи «до установления советской власти на Дальнем Востоке», посетители увидят, к примеру, стол, принадлежавший Николаю Соллогубу – первому редактору газеты «Владивосток» (за этим столом, вполне возможно, устраивали и новогоднее застолье). А вот маскарадный костюм, сшитый вручную и принадлежавший семье Янковских-Шевелевых. Или детские деревянные саночки, на которых городская ребятня много лет назад – и явно с не меньшим, чем сегодня, восторгом – лихо слетала вниз с покрытых снегом и льдом горок…
Второй зал – советского и постсоветского периода – вполне способен вызвать у кого-то из посетителей приступ ностальгии, а у кого-то – восторженный вопрос, к примеру, такого характера: «Мама, это правда был такой телевизор?». Да, «Луч» со стеклянной линзой, которую заполняли водой, сегодня не всякий ребенок вообще опознает именно как телевизор. Про всевозможные граммофоны, патефоны, радиолы и даже полифон (предшественник всех звуковоспроизводящих устройств, между прочим, в рабочем состоянии) и речи нет – мамам-папам придется многое объяснять чадам: и как это работало, и почему тот же репродуктор-тарелка в 1943 году был так важен.
– Некоторые годы, на которые приходились трагические моменты истории Владивостока, – говорит Светлана Воронина, – задали нам непростую задачу: какие события отразить, о чем напомнить. В 1919 году во Владивостоке, с одной стороны, возник «Балаганчик», творил Давид Бурлюк, а с другой – была интервенция, был расстрелян Константин Суханов… 1943 год – тяжелейший период нашей истории: идет Великая Отечественная, порт Владивосток работает круглосуточно, переваливая тонны военных и ленд-лизовских грузов. И в то же время даже в такое лихолетье для детей устраивали пусть небольшие, но все же праздничные елки и дарили скромные подарки. Менялось общество, менялись традиции, но оставалось главное: стремление людей верить в то, что Новый год принесет что-то доброе и хорошее, что в жизни всегда есть место празднику…
Властям – приятных сновидений
«Сказочный город» захватывает посетителя не на минуту и даже не на час. Если вы родились в стране с названием СССР, вы можете с упоением предаваться воспоминаниям, рассматривая елочные игрушки, праздничные платья из дефицитного трикотина, шубку из «меха Чебурашки» – писк относительно недавней моды, праздничный сервиз на столе или бутылек восхитительных духов «Красная Москва», которые, как уверяли все женщины Союза, были куда лучше любых французских.
Ну а если возвращаться душой в детство вас пока не тянет, обратите внимание, например, на фотографии, иллюстрирующие каждый миновавший Год Козы. Попробуйте угадать, что за места на них изображены. И, быть может, вы даже сумеете узнать, что за люди запечатлены на этих снимках.
Почитайте выдержки из новогодних статей в газетах разных лет. Можно быть уверенным, что вас позабавят пожелания, высказанные коллективом газеты «Дальний Восток» властям города и ее жителям в 1902 году: «Городской думе – побольше деятельности, городским деятелям – побольше вдумчивости, членам различных городских комиссий – приятных сновидений…»
А если вам захочется вернуться не на десятилетия, а всего лишь на год назад, советуем еще до начала осмотра экспозиции внимательно взглянуть на елку, установленную в фойе Музея города. Год назад на выставке «Столы-легенды», которая как раз открывалась в музее на Светланской, 20, каждый посетитель мог написать заветное желание и пожелания – себе, музею – на листке бумаги и повесить его на специально установленную елку. Все эти листочки сотрудники музея бережно сохранили и повесили на сегодняшней елке. Автор этих строк нашла там свое пожелание. Было очень приятно. А вы свое найдете? Все может быть. Ведь это «Сказочный город»!
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ