Прекрасный вымысел для взрослых и детей
Премьера балета «Щелкунчик» с успехом прошла в Приморском театре оперы и балета
Сказка закончилась хорошо. Добро, как и положено, победило зло. Крысиный король пал, уродливый Щелкунчик стал прекрасным Принцем, и в Стране Сладостей вновь воцарилось веселье…
Премьера самой новогодней музыкальной сказки – балета «Щелкунчик» – в Приморском театре оперы и балета не разочаровала зрителей.
Постановка, что и говорить, грандиозная. Еще в начале работы над спектаклем хореограф Эльдар Алиев обещал зрителям красивую сказку. И не обманул. Удовольствие от увиденного наверняка получили и взрослые, и дети.
– Я прекрасно понимаю, что для многих зрителей, особенно юных, «Щелкунчик» станет первым знакомством с искусством балета, поэтому ощущаю большую ответственность, – говорит Эльдар Алиев. – Куда ведут детей на новогодних праздниках, перед Рождеством? Конечно, на «Щелкунчика»! И если ребенку спектакль не понравится, он не захочет больше идти в театр, а значит, мы потеряем зрителя. И не одного, а целое поколение, ведь он не приведет потом в театр своих детей… Поэтому для маленьких зрителей спектакль должен быть полным красок и чудес.
Красок и чудес действительно хватало. Великолепные, масштабные и в то же время высокохудожественные декорации художника Семена Пастуха создавали на сцене то очень уютную – как в доме Штальбаумов, то холодно-снежную – как во время сражения Щелкунчика с Крысиным королем, то сказочную – как в Стране Сладостей – обстановку. А костюмы Галины Соловьевой только добавляли волшебства всему происходящему.
И, конечно, музыка Чайковского, царившая в зале, покоряла всех: и взрослых, и детей.
– Мне хочется, – объясняет хореограф, – чтобы люди старшего возраста воспринимали «Щелкунчика» уже не просто как сказку, а смотрели на происходящее глазами Дроссельмейера – ведущего персонажа всей истории. Он сказочник, творец, он годами писал добрые волшебные истории и дарил их людям. О чем мечтает такой человек? Думаю, о том, чтобы создать шедевр – лучшую свою историю – и дать возможность следующему поколению продолжить его дело…
Дроссельмейер действительно стал одним из главных персонажей балета в постановке Эльдара Алиева. Вообще, «Щелкунчик» – балет с особой судьбой. Каждая его постановка, особенно когда за нее берется хореограф с мировым именем, будь то Юрий Григорович или Джордж Баланчин, превращается в нечто особенное, уникальное. В версии Григоровича «Щелкунчик», скорее, философское размышление, в версии Баланчина – простая, но западающая в душу веселая рождественская сказка. «Щелкунчик» Эльдара Алиева в каком-то смысле является посвящением поэтам, писателям – всем, кто работает со словом, творит новые истории, новые миры…
«Щелкунчик» – второй большой, настоящий, как считают многие зрители, балет на сцене приморского оперного театра. Первым было «Лебединое озеро». Напомним, что хореограф Айдар Ахметов тогда даже частично переписал либретто: в его версии белые лебеди, взбунтовавшись, утопили Злого гения в пруду.
Эльдар Алиев не стал столь революционно менять суть всеми любимого «Щелкунчика», да этого и не требовалось, ведь изначально балет создавался Чайковским как добрая сказка с хорошим финалом, где торжествуют любовь, самоотверженность, доброта.
Но хореограф усилил тему творчества, влияния прекрасного вымысла на жизнь людей: Дроссельмейер не просто рассказывает Маше сказку – он открывает перед ней невероятные возможности мира фантазии, где каждый день ты можешь принимать участие в поистине волшебных событиях.
– Мне было важно, – рассказывает Эльдар Алиев, – создать не только красивый спектакль, но и наполнить его глубиной чувств и эмоций – чисто человеческих, доступных каждому из нас. Я хотел тронуть публику, сохранить максимально сказку Гофмана у меня цели не было.
Все удалось. В первую очередь – создать сказку, красивую не только внешне, но и внутренне. Ощущение волшебства, очарование прекрасным танцем и великолепной музыкой остается в душе каждого зрителя…
Кстати
В балете «Щелкунчик» приняли участие не только профессиональные артисты. В детских партиях (мышат, маленьких гостей в доме Штальбаумов) заняты юные артисты – ученики детской муниципальной школы искусств № 6 Владивостока и учащиеся хореографического училища ДВФУ. Ребята прекрасно справились со своими ролями, а уж каким сильным впечатлением и какой великолепной школой для них стало участие в настоящем спектакле на сцене театра оперы и балета, можно даже не говорить. И так ясно!
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ