Общественный транспорт движется к цивилизованному рынку

Особую роль в этом играет отношение пассажиров к оплате проезда

17 дек. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3658 (190) от 17 дек. 2014

Владивосток собирается стать первым городом в России, где весь общественный транспорт оборудуют специальными автоматами по универсальной оплате проезда.

Такие кэш-боксы активно используются в трамваях, автобусах и даже такси Австралии, Республики Корея, Швейцарии, Новой Зеландии и ряда других стран. Они могут принимать плату за проезд монетами, купюрами и по безналичным транспортным картам, выдавая сдачу и билеты. По функциональным возможностям их можно сравнить с автоматами по продаже горячего кофе и прохладительных напитков.

Настройку автоматов под российские денежные знаки уже осуществила одна из корейских компаний с огромным опытом и репутацией на мировом рынке, тесты прошли идеально. Посторонний человек не сможет вскрыть оборудование, чтобы завладеть наличкой.

Сейчас готовится договор (включая перевод документа на русский и корейский языки) на поставку и обслуживание кэш-боксов. Причем на муниципальные автобусы их установят бесплатно, что позволит городской администрации сэкономить значительные средства в бюджете Владивостока. Массовая установка новой системы оплаты проезда планируется в следующем году, а появление тестовых автоматов в муниципальных автобусах ожидается уже в ближайшие месяцы.

Об этом читателям «В» рассказал начальник управления транспорта администрации Владивостока Олег Демин.

Отказаться от наличных денег

– Глава города Игорь Пушкарев поставил задачу полностью уйти от сбора водителями оплаты проезда с пассажиров наличными средствами, – объяснил Олег Александрович. – Водитель не должен отвлекаться на сбор денег и отсчитывание сдачи, его задача – безопасно перевозить людей. Не секрет, что есть и недобросовестные водители, которые утаивают часть выручки. На муниципальных предприятиях такое пресекается с помощью многоуровневого контроля, а вот коммерческие перевозчики порой даже выводят из строя установленные валидаторы безналичной оплаты проезда.

Здесь необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день весь общественный транспорт в городе оборудован системой безналичной оплаты проезда. Сто процентов муниципальных и коммерческих автобусов обеспечены платежными терминалами «Мой дельфин» для безналичного расчета за проезд (так же, как и системами ГЛОНАСС, кстати).

Валидаторы, как и всякие механические устройства, периодически ломаются. Один из коммерческих банков в нашем городе заключил договор с каждым предприятием-перевозчиком на обслуживание и ремонт платежных терминалов. Ремонт длится по два-три дня, в эти периоды пассажиры вынуждены вновь доставать наличку. Иногда водители просто отключают валидаторы.

К счастью, сейчас пассажиры стали более законопослушными. Они быстро сообщают в управление транспорта или в диспетчерские о замеченных нарушениях. По конкретным жалобам незамедлительно проводятся проверки. Если подтверждается факт умышленного отключения, то штрафами наказываются водитель и предприятие. А за систематические нарушения с перевозчиком может быть расторгнут договор.

Теперь возникает больше претензий к населению, ведь многие пассажиры вместо удобной карточки предпочитают рассчитываться наличкой. Или другой пример: некоторые пассажиры рано утром в автобусе пытаются с водителем рассчитаться тысячной или даже пятитысячной купюрой, явно зная, что у того еще не наберется сдачи. И все понимают, что человек хитрит и просто не хочет платить 18 рублей за проезд. Поэтому в цивилизованных рамках надо находиться всем участникам движения – как перевозчикам, так и пассажирам.

Перевозить людей на договорной основе

– Олег Александрович, 2014 год близится к завершению. Какие-то итоги уже можно подвести?

– Впервые в истории Владивостока администрацией города проведен – в соответствии с принятым муниципальным правовым актом – обязательный конкурс на право заключения с городской властью договора на выполнение регулярных пассажирских перевозок.

Очень трудно проходила эта процедура. Ведь некоторые коммерческие перевозчики привыкли к неорганизованному процессу и определенной «помощи» со стороны заинтересованных лиц. Попытки возврата к дикому бесконтрольному рынку и сейчас предпринимаются. Они скрытно, а подчас открыто и непорядочно передергивая факты и вводя в заблуждение окружающих, противятся нашим требованиям по организации перевозки пассажиров в рамках законодательства.

Позиция и требования мэра были с самого начала последовательными. И это приносит свои плоды. Городские перевозки осуществляются уже в рамках цивилизованного рынка, а это не только безопасность движения, но и наличие договоров, предусматривающих организационные моменты. В соответствии с ними предприятия-перевозчики обеспечивают соблюдение графиков работы автобусов на маршрутах, техническую исправность транспортных средств, комфорт в салонах и даже вежливость со стороны водителей.

Установка валидаторов была одним из требований администрации города. Оно выполнено, на очереди реализация следующего, более перспективного проекта.

Наше управление планирует в следующем году завершить организацию управляемого движения по городу. Весенний конкурс закрепит параметры работы в условиях цивилизованного рынка. Не останется ни одного перевозчика, оказывающего услуги жителям приморской столицы и работающего при этом без договора, то есть фактически нелегально и, соответственно, бесконтрольно.

Маршрутов и пассажиров стало больше

– Население сейчас довольно работой общественного транспорта?

– Всем мил не будешь. Кому-то хочется, чтобы остановка была возле его дома, кто-то требует увеличения автобусов на конкретном маршруте, есть недовольные пробками на дорогах или долгими стоянками автобусов на остановках. А кто-то, наоборот, пишет письма и благодарит наш общественный транспорт за работу.

Вообще, реальным показателем этой работы является количество обращений и жалоб. Что касается жалоб, то статистику не обманешь: к середине декабря нынешнего года их поступило 814, а за весь 2013 год было около 1,5 тысячи. Сокращение на 35 с лишним процентов. И ни одна жалоба, переданная в письменном виде, через SMS-сообщение или по телефону, не остается без внимания. Так же, как и все обращения граждан.

Работа по повышению эффективности городских перевозок проводится постоянно. Конечно же впереди еще масса вопросов, которые необходимо решать, в том числе и стремление к стопроцентному обновлению парка автобусов, эксплуатируемых коммерческими перевозчиками на городских маршрутах, и внедрение безналичной системы оплаты проезда. И эти важнейшие моменты направлены на максимальное обеспечение безопасности перевозки пассажиров.

Для наиболее полного удовлетворения населения в пассажирских перевозках и по результатам публичной оферты на территории Владивостока в 2014 году по распоряжению главы города возобновлены автобусные маршруты № 12 «ТЦ «Изумруд» – Иртышская», № 32 «Луговая – Госпиталь ветеранов войн», № 34 «Находкинская – Семеновская» и № 50 «Автовокзал – Морской городок – Тухачевского – Героев «Варяга».

По многочисленным просьбам горожан открыто семь новых маршрутов (в дополнение к 15 прошлогодним): № 42 «Садгород – Вторая Речка – Садгород», № 63 «Маяк – Инструментальный завод – ДВФУ», № 78 «Волховская – проспект 100 лет Влаадивостоку», № 95 «Снеговая Падь – Тухачевского – Суханова», № 29 «ДВФУ – бухта Воевода», № 31к «Луговая – Фадеева – Борисенко, 106 (с заездом к воинской части на полуострове Басаргина)».

Кроме того, специалистами управления транспорта – при поступлении поручений от городской администрации или обращений от общественных организаций – оперативно организуются перевозки жителей к местам проведения всех значимых мероприятий, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и других маломобильных групп населения, а также детей.

Справка «В»

Ежедневно на маршруты города выезжают около 650 автобусов. Только муниципальные автобусы перевозят от 15,5 до 16 миллионов человек в год.

От 10 до 11 миллионов человек в год перевозят трамваи и троллейбусы (в этом году движение трамваев после восстановления трамвайных путей на улице Борисенко продлено до остановки «Сахалинская»).

Более 20 тысяч пассажиров перевозит морской муниципальный транспорт – круглогодично паром «Босфор Восточный» и в летнее время катамаран «Москва». Рассматривается вопрос об организации круглогодичного сообщения c островом Рейнеке.


Автор: Николай КУТЕНКИХ