Сельдь пошла косяком. В город

​Охотоморская и беринговоморская сельдевая путина в самом разгаре. Даже несмотря на сложные погодные условия в зоне промысла, когда штормит через день, рыбаки Дальнего Востока выбирают свои квоты.

4 дек. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3651 (183) от 4 дек. 2014
a0f9cd4a90868a95ec61888b57fca920.jpg

Практически на всю добываемую продукцию имеются покупатели в западных регионах России. Поэтому нагульную, преднерестовую рыбу замораживают и сразу же отправляют в рыбный порт Владивостока.

В последнюю неделю ноября в бухту Золотой Рог каждые сутки заходило по два-три транспортных рефрижератора. Впервые со времен советской власти был день, когда у причалов под разгрузкой одновременно стояло сразу пять судов. Некоторую часть готовой продукции из трюмов сразу грузят в железнодорожные рефвагоны и вагоны-термосы, на автомобильные «рефки». Оставшиеся партии складируют в камеры прибрежных холодильников.

Все пути с промысла ведут во Владивосток

– Грузопоток рыбной продукции в октябре-ноябре вырос на четверть в сравнении с прошлым годом, – сообщил корреспонденту «В» заместитель генерального директора Владморрыбпорта по работе с рыбопродукцией Алексей Златкин. – Это порядка трех тысяч тонн дополнительно к обычным показателям. Ранее этот объем ушел бы за границу. Поскольку из года в год дальневосточные рыбаки ловят одни и те же объемы сельди, то не ошибемся, если скажем, что сейчас российские потребители получат больше «народной рыбы».

Нынешней осенью порт ежемесячно стал обрабатывать 17-20 тысяч тонн сельди, кальмаров, минтая, трески, горбуши, рыбной муки. На запад только сельди отправлено семь тысяч тонн, до конца года поездами и автомобилями за Урал направят еще более 10 тысяч тонн селедки. 26 ноября впервые за последние годы сформирован «холодный поезд», полностью загруженный белорыбицей (ранее из Владивостока отправлялись рыбные экспрессы только с лососевыми породами).

Уже через 14 суток состав прибудет на станцию назначения. В декабре будут формироваться по два таких поезда в неделю.

И, хотя ежедневно из рыбного порта отправляется не менее 500-700 тонн, холодильники забиты уловами под завязку. Это 13 тысяч тонн. Еще 2,5 тысячи тонн мороженых грузов находится в трюмах судов у причалов в ожидании выгрузки.

Кто наживается на рыбе?

Железнодорожный тариф накануне зимы сезонно снизился. Заявок от торговых сетей с европейской части России стало в несколько раз больше. Определенную роль сыграло заявление правительства России о намерении компенсировать часть затрат на добычу и транспортировку сельди, считает советник генерального директора Владморрыбпорта Дмитрий Легкий. По его словам, сумма дотации уже определена: для вылова 100 тысяч тонн сельди и доставки рыбы до потребителя в федеральном бюджете предусмотрено 500 миллионов рублей. Но вот кому достанутся деньги, еще не решено, в этом и интрига. Кто станет их получателем, сейчас активно обсуждается экспертами.

Большинство из них считает, что эти деньги должны достаться не торговым сетям или перевозчикам (например, структурам ОАО «РЖД»), а непосредственно добывающим предприятиям, чтобы они могли обновлять основные средства производства и в следующие сезоны опять отправлять флот в море. В отличие от остальных игроков они несут основные убытки, если рыба не пришла в районы традиционного промысла.

Никто уже не ставит под сомнение тезис, что рыба и морепродукты являются одним из гарантов продовольственной безопасности страны. Спорить можно лишь о цене. Выловленную сельдь рыбаки продают на берег по 25-35 рублей за килограмм в зависимости от ее размера, сообщил «В» Валерий Смирнов – капитан-директор БМРТ «Баженовск» с портом приписки в Советской Гавани. Его траулер доставил в конце ноября во Владивосток из Берингова моря под разгрузку более 1100 тонн свежих уловов.

Стивидорный тариф Владморрыбпорта за перевалку одного килограмма рыбы составляет 90 копеек, он не меняется уже несколько лет. Во Владивостоке мороженую селедку по самой низкой цене в городе – от 40-45 рублей – можно было приобрести на торговой ярмарке на центральной площади. В западных областях страны сельдь обходилась покупателям уже в полтора раза дороже. Ведь только железнодорожный тариф на перевозку 1 кг рыбы с востока на запад варьировался в пределах 10 рублей. Вот и выходит, что основную добавленную стоимость с тяжелого труда рыбаков получают железнодорожники, перекупщики и продавцы.

Санкции сыграли на руку перекупщикам

Как только Россия ввела ответные санкции в отношении ряда стран, сразу вывоз продукции с холодильников Владивостока на запад замедлился. По мнению Алексея Златкина, рыбу решили попридержать перекупщики, чтобы поживиться на более высоких ценах.

Из-за этого холодильные емкости портов Приморья оказались перегруженными. Специально для таких нуворишей три предприятия: Владморрыбпорт, Далькомхолод и ДВ порт – ввели прогрессивную шкалу стоимости хранения рыбопродукции. Но и это не пугает перекупщиков, все расходы они переложат на плечи покупателей и в любом случае получат сверхприбыль.

Выросла зарплата докеров

Как ожидается, до конца года с моря в рыбный порт Владивостока доставят еще 27 тысяч тонн рыбопродукции.

– На 20 и более процентов выросла нагрузка за последние полгода в связи с увеличением подходов судов, – сказал в беседе с журналистом «В» бригадир докеров Анатолий Кукушкин. – Чтобы справиться с таким возросшим объемом, пришлось создать дополнительно несколько новых бригад докеров, теперь в каждую смену задействовано от 5 до 7 технологических цепочек судно – холодильник – вагон.

 

Автор: Николай КУТЕНКИХ