Старый утюг лучше новых двух
Почему современные товары дешевле выбросить
Во Владивостоке услуги ремонтных мастерских и ателье с каждым годом становятся все более востребованными. Граждане начинают экономить – вышедшие из строя вещи не выкидывать, как прежде, а реставрировать и ремонтировать. Однако мастера всевозможных ателье по ремонту одежды и бытовой техники уверяют, что экономия начинается с покупки. Качество современных товаров зачастую не подразумевает возможности ремонта.
Эпоха одноразовых вещей
Как уверяет руководитель компании «Контакт Сервис» Евгений Лебедев, около 30 процентов сломавшегося оборудования проще выбросить, чем отремонтировать.
– Раньше в стиральных машинках, например, делали механические команды аппарата, – объясняет эксперт, – и при ремонте можно было поменять отдельно все детали. Сейчас они завязаны на больших интегральных схемах – один блок отвечает за все. Если вдруг у него сломается что-то серьезное, придется менять полностью электронный блок, который обойдется в сумму не менее половины стоимости самой техники. К тому же это очень трудоемкая задача. Обычно люди, узнав причину поломки и стоимость ее починки, отказываются от услуг, предпочитая купить новую технику.
Судите сами: в стиральной машинке одного из бюджетных брендов электронный блок стоит 6,5 тыс. рублей. При этом новая машина стоит 8 тыс. рублей. Конечно, нет смысла возиться с умершим помощником. Кстати говоря, цена – это один из ключевых факторов, по которым можно выбирать бытовую технику.
Выбираем по ценнику
Среди мастеров ходит устойчивое мнение: у дешевого сегмента бытовой техники весьма непродолжительный срок работы. Производители изначально клепают штамповку, одноразовые приборчики, которые не подлежат ремонту. Там все унифицировано под завязку: вместо металла – пластмасса, а узлы и агрегаты рассчитаны всего на несколько лет. В случае поломки внутрь лучше не залезать – одна неисправность тянет за собой другую. Производители на стадии проектирования вносят в конструкцию машин ограничители срока службы, о чем и предупреждают в паспортах – в уголке и маленькими буквами. Через пару лет все начинает перегорать, течь и булькать.
Снизился срок службы и у холодильников. Если раньше агрегаты готовы были безотказно отработать лет 20-30, то сегодня редкий аппарат отметит 10-летие без единой поломки. Так, на холодильники в среднем дают гарантию 3 года. Как только гарантия заканчивается, чинить приборы не имеет смысла. Предположим, если в рефрижераторе за 15-17 тыс. рублей полетит компрессор, то проще эту громадину выкинуть, так как ремонт обойдется тысяч в десять. Парадоксально, но производители специально создают дефицит запчастей на складах сервис-центров, из-за чего растет цена ремонта и он становится невыгодным. Владельцев техники прямо-таки подстегивают покупать новый агрегат вместо ремонта старого.
Так как же купить качественную технику? Мастера ремонтных ателье уверяют, что товары ценой ниже средних по рынку скорее всего уже настроены на поломку. Также, считают специалисты, имеет значение, из какого материала сделана техника, имеет ли она специфический запах. Если от холодильника веет стойким запахом пластика, не стоит верить продавцу – запах не выветрится и грош цена этому аппарату. К тому же нужно обращать внимание на завод-изготовитель. Сборка на территории страны-производителя гораздо предпочтительнее, чем, предположим, на территории другого государства, даже если это РФ.
– Лично я купил холодильник не за 18 тыс. рублей, а точно с такими же функциями, но за 45 тысяч, – продолжает Евгений Лебедев. – Тот, который я выбрал, собирался на Тайване, а не в России, и материалы использовались совершенно иные. Техника работает бесперебойно несколько лет. Хотя я не могу сказать, что все, что производится в России, это некачественные вещи. Так, мой телевизор «Филипс», собранный на отечественном заводе, работает восемь лет, я уже хочу его поменять, да он никак не ломается.
Работники мастерских рекомендуют потребителям: прежде чем купить ту или иную технику, почитайте отзывы в Интернете на приглянувшуюся модель либо позвоните в ремонтные организации. В консультации вам не откажут. И главное – не экономьте. В советские времена на холодильник копили много месяцев, но это того стоило. Сейчас также не стоит поддаваться искушению – лучше купить дороже, но качественнее.
Обувная история
Ателье и мастерские по ремонту обуви тоже не сидят без дела. В день через них проходят десятки изделий.
– Нам несут и обувь, и одежду, и куртки, и меховые изделия, – рассказывает администратор-приемщик одного из ремонтных заведений Анастасия Климова. – Чаще всего ставим подметки на обувь, на куртках меняем фурнитуру, на шубах расползаются швы и т.д. Могу с уверенностью сказать, что сейчас качество изделий, особенно обуви, очень отличается от того, что было во времена, когда изделия проверяли на соответствие ГОСТам и отступление от стандарта каралось материально.
Как уверяют работники ателье, лейбл «Мэйд ин Европа» отнюдь не гарантия добротности. Некачественный ширпотреб выпускают как азиатские страны, так и европейские. Вместо кожаной стельки кладут бумажную, основная конструкция обуви тоже выполнена из бумаги, как и подошва, которая стирается после одной-двух носок.
В качестве постоянных клиентов мастерской – покупатели элитных обувных магазинов. Зачастую приносят ботинки с отклеившейся подошвой, с дефектами молнии. Приносят и одежду – отлетают кнопки, пуговицы.
– Это касается и Италии, и Франции, и других стран, подделок много, – продолжает Анастасия Климова. – Бывает, приносят чинить итальянский мех, а там настолько тонкая и плохого качества мездра, что она буквально расползается под пальцами. Так что, прежде чем отдавать огромные суммы за изделие, подумайте, стоит ли безоговорочно полагаться на бренд.
Кстати, гастарбайтеры, подрабатывающие у нас починкой одежды и обуви, славятся низким качеством производимого ремонта. Жители Поднебесной, не стесняясь, льют на обувь клей, который просто сжигает кожу, но никак не способствует починке изделия, зашивают босоножки леской и т.д. Легальным мастерским зачастую приходится переделывать «ремонт по-азиатски», но все же выходцы из соседних стран не теряют сторонников – к ним обращается примерно каждый пятый из потенциальных клиентов ремонтных мастерских.
Европа делает по-китайски?
Подобная ситуация складывается и в пошивочных мастерских.
– Раньше было больше индивидуальных заказов на пошив одежды, сейчас в основном несут изделия на переделку, – рассказывает портниха с многолетним стажем Марина Станкевич. – Просят уменьшить длину рукава самого изделия, заменить поломанный замок, прошить разошедшийся из-за некачественных ниток шов и т.д.
Цена на услуги не кусается. Так, замена замка на платье стоит от 200 до 500 рублей, ушивка платья или блузки – 200-500 рублей и т.д. Однако невысокую стоимость работ Марина никак не связывает с отсутствием клиентов – наоборот, их стало гораздо больше, чем раньше. Переделывают коллекции итальянских и французских марок уже потому, что истинной Италии и Франции во Владивостоке практически невозможно найти – если только вещь не была привезена из-за границы или из Москвы. В большинстве случаев товары приходят из Поднебесной, а Китай, как известно, традиционно нуждается в усовершенствовании.
– Сейчас качество изделия «Мэйд ин Италия» оставляет желать лучшего, если оно куплено в наших магазинах, – сетует мастер.
А вот насчет российских брендов эксперт была не так критична – у нас стали появляться конкурентоспособные компании, у которых добротные ткани и фурнитура, хорошие лекала, благодаря чему изделия сидят по фигуре и качество исполнения не вызывает нареканий. Что же является критерием качества, мастер ответить не смогла. Единственное, что она посоветовала, – не заострять внимания на бренде изделия, которое вам приглянулось.
Автор: Катерина МАТВЕЕВА