Театр молодежи – полет нормальный?
В начале ноября в Приморском театре молодежи давали, на мой субъективный взгляд, лучший спектакль прошлого сезона и один из лучших в истории именно театра молодежи (не ТЮЗа и не камерного театра) – «Три левых часа».
Как уже рассказывал «В», этот спектакль придумала целиком – от идеи и литературной версии до воплощения – режиссер Лидия Василенко. В содружестве с актерами, которые – и это видно – во время спектакля импровизируют, немного шалят, получают удовольствие, режиссеру удалось перенести немного безумное, абсурдное, но такое царапающее, берущее за душу творчество Даниила Хармса на сцену и сделать его близким зрителям.
Спектакль получился одновременно смешным и драматичным, в меру поучительным и развлекательным. В нем нет ничего, что было бы слишком…
Не казенное учреждение
И как обидно, как неприятно было видеть полупустой, да что там – на треть заполненный зал! А ведь этот спектакль идеально подходит для думающей студенческой, к примеру, публики, для старшеклассников. Я уж не говорю о публике взрослой, театральной, любящей и Хармса в частности, и театр абсурда вообще. А такая публика – умная, хорошая – во Владивостоке есть, уж поверьте.
Кстати, на спектакле в начале ноября присутствовали ребята-старшеклассники одной из школ, которые прочли о постановке и сами пришли посмотреть. Им понравилось! Собственно, никто из зрителей не ушел, спектакль был принят на ура. И почему зал был заполнен только на треть – остается лишь догадываться.
Впрочем, как удалось узнать, пустой или полупустой зал – печальная реальность уже нескольких месяцев работы театра молодежи. Начало сезона бесповоротно и окончательно провалено.
О причинах такого провала можно рассуждать очень долго, но – во всяком случае со стороны – они видны очень четко. Когда весной театр остался без творческого руководства, с директором, носящим приставку врио, можно было спрогнозировать все, что мы видим сейчас: пустой зал, провал начала сезона и многое другое. Складывается впечатление, что в департаменте культуры искренне не понимают: театр не учреждение или контора, куда люди приходят отсидеть за столом положенные часы, театр – это предприятие, выпускающее специфическую продукцию – спектакли, которые потом нужно успешно продавать. А для этого нужны вложения, нужна ухоженность внутренних интерьеров, и многое другое…
Сегодня, к сожалению, театр выглядит неуютно. Зачем-то на второй этаж в помещение столовой перенесли гардероб, все как-то несуразно. Очень хочется надеяться, что ситуация выправится, что у нового директора, который, видимо, и должен заниматься такими вопросами, например, дойдут руки до благоустройства театра.
Уволили, но ты работай
Неожиданным и приятным сюрпризом для публики стал выход режиссера Лидии Василенко перед началом спектакля. Она кратко рассказала историю создания «Трех левых часов» и пожелала хорошего просмотра.
Оказалось, что режиссер, которого не так давно уволили, ответственно относится к своим постановкам, из которых, замечу, на 50 процентов состоит репертуар театра.
– Да, – подтвердила Лидия Василенко, – я считаю своим долгом поддерживать высокий уровень созданных мною постановок. Поэтому перед каждым спектаклем устраиваю небольшие прогоны, прихожу и на сами спектакли. Это дело чести режиссера.
На сегодняшний день Лидия Василенко остается безработной. Она обратилась к адвокату за защитой своих прав. Во Фрунзенском районном суде Владивостока находится ее иск к руководству театра о незаконном увольнении.
– 13 ноября мне придется лететь в Москву, – рассказала режиссер, – чтобы привезти из театра имени Вахтангова оригиналы документов, подтверждающих, что я действительно находилась в творческой командировке, а ни в какой не «незаконной отлучке». Подача заявления в суд – единственно возможное для меня решение, поскольку идти на любые компромиссы директор театра отказался. Правда, он предложил мне устроиться в театр на договорной основе и сразу же взяться за постановку новогоднего шоу. Я понимаю тревогу руководства: ведь больше 10 лет, что я работаю в театре молодежи, все новогодние представления были именно моей работой. А сегодня, когда до Нового года не так и далеко, театр остается без новой сказки…
Но от работы по договору я отказалась. Это значило бы признать справедливость увольнения, сделать вид, что все нормально. А это абсолютно не так.
Сегодня атмосферу в театре можно охарактеризовать как «работа в ожидании». Репетирует спектакль новый главный режиссер театра Юрий Гончаров, на которого возлагаются большие надежды. Актеры работают, все – как будто бы – в порядке. Но только как будто бы. Люди ждут решения суда. Ждут, когда директор театра и департамент культуры займутся решением насущных проблем – от приведения помещений театра в порядок до воссоздания системы распространения билетов, рекламы и так далее.
Театр молодежи – во всяком случае, на это есть робкая надежда – должен начать выбираться из затяжного кризиса.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ