Самая сказочная сказка

Театр оперы и балета обещает и взрослым, и юным зрителям настоящие рождественские чудеса

12 нояб. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3638 (170) от 12 нояб. 2014

Балет-феерия, балет-сказка, балет-чудо. Именно таким, по мнению зрителей, должен быть балет «Щелкунчик», самый рождественский и добрый хореографический спектакль русской классики. Поэтому нет ничего удивительного в том, что к постановке «Щелкунчика» в Приморском театре оперы и балета такое пристальное внимание.

Для работы над этим балетом во Владивосток пригласили известного хореографа из США Эльдара Алиева.

– Это нормальная практика – приглашать на отдельные спектакли человека со стороны, – объясняет Антон Лубченко, художественный руководитель театра. – Артисты перенимают новое видение балета, расширяют свои возможности. Эльдара Алиева мы пригласили по рекомендации Мариинского театра. Он долгое время был солистом театра, затем продолжил свой творческий путь в Индианаполисе, где возглавил местную балетную труппу. Его работа основывается на высочайших стандартах качества. Работать с профессионалом такого уровня – это бесценный опыт для нашего еще молодого балетного коллектива, который позволит выйти на кардинально новый уровень.

Премьера «Щелкунчика» назначена на 19 декабря, и времени остается не так много. Репетиции в театре идут постоянно.

Постановка спектакля во Владивостоке – первая для Эльдара Алиева работа и на Дальнем Востоке, и в России вообще.

– Как я попал во Владивосток – для меня самого почти таинственная история, – говорит Эльдар Алиев. – Я много работаю в США, в разных театрах во всем мире, и мой график на весь год был расписан. В начале года я уехал из дома в Америке и до июля так и не смог найти времени, чтобы хотя бы заглянуть домой, настолько плотным было расписание.

И вот в Варне, где я был в жюри международного балетного конкурса, ко мне подошел мой друг и сказал: прилетай в Питер, есть очень интересная работа. Я ему ответил, что он просто сумасшедший, у меня только-только после конкурса образовалось несколько дней, чтобы съездить домой… Но он стал рассказывать, не выдавая, впрочем, деталей, что есть интересный проект, растущий новый театр, которому надо помочь.

И в итоге я, сам не понимая как, оказался в Питере. Там мы познакомились с Антоном Лубченко. О, Антон Владимирович так много и увлеченно говорил мне о Приморском театре оперы и балета, о Владивостоке, в котором я никогда не был и даже не предполагал, что здесь может быть балет… Словом, я подумал: действительно, почему бы не поставить наконец спектакль и в России, тем более – во Владивостоке. Но твердого «да» Антону Лубченко я не сказал, мы договорились так: мне надо посмотреть город, театр, публику, тогда я пойму, буду ли работать. И вот я приехал во Владивосток на три дня, посмотрел труппу и подумал, что смогу, наверное, сделать что-то интересное.

– И сразу взялись за «Щелкунчик»…

– Замечу: спектакль «Щелкунчик» – сложный, очень сложный, требует интересных решений, а главное – большой сосредоточенности от труппы. Но любая сложная работа – шаг вперед, подъем к новой высоте.

– Первый настоящий балет, который был поставлен в нашем театре, «Лебединое озеро», удивил зрителей нестандартным подходом к либретто. Будете ли вы удивлять публику?

– Я никогда не сравниваю свои работы с любыми другими. Поэтому отвечу так: спектакль «Щелкунчик» в Приморском театре оперы и балета будет поставлен в классическом стиле, с минимальным использованием пантомимы и с максимальным количеством танцев.

Я начал постановку с нуля, не стал брать за основу ничью работу. Написал заново либретто. Делаю такой спектакль, который трогал бы детей, а взрослым был бы понятен; спектакль, который показывают детям, чтобы представить балет как вид искусства. Это первые впечатления, они так важны. «Мой первый балет был «Щелкунчик», я был потрясен…» – скажет когда-нибудь выросший ребенок. А теперь представьте, если – не потрясен. Мы потеряли зрителя!

Поэтому на мне, на труппе лежит серьезная ответственность – сделать так, чтобы, посмотрев «Щелкунчик», дети захотели вернуться в театр и еще раз увидеть балет.

Обещаю, что «Щелкунчик» будет самой сказочной сказкой, ведь в том и прелесть нашего вида искусства: мы можем сделать то, что не сможет ни один другой театр.

– Как вам наша труппа?

– Мне приходилось работать с самыми разными труппами в разных частях света. И я не оцениваю труппу по тому, что вижу на сцене. Мне важнее то, какую ауру, атмосферу артисты создают в зале. Если аура в зале позитивная, рабочая, если у артистов есть голод в глазах – в хорошем смысле слова, значит, все будет хорошо. Если труппа сытая, то толку не будет. Ты ничего тут не сделаешь – ни как педагог, ни как хореограф. Так вот, у здешней труппы – голодные глаза. И это хорошо.

Имена артистов, которые будут танцевать заглавные партии в «Щелкунчике», пока не разглашаются. Однако корреспондентам «В» было приятно увидеть в репетиционном зале уроженцев Владивостока. К примеру, партию Дроссельмейера будет исполнять Даниил Белозеров. Даниил начинал учиться искусству балета в нашем хореографическом училище, где был одним из лучших. Затем продолжил образование в Новосибирске, танцевал на сцене Новосибирского театра оперы и балета, участвовал в проектах Николая Цискаридзе, работал в Москве и Санкт-Петербурге. И вот уже полгода танцует в родном Владивостоке.

Кстати

Помимо «Щелкунчика», премьера которого завершит сезон 2014 года, в планах театра, по словам Антона Лубченко, постановка еще одного балетного шедевра великого русского композитора – «Спящей красавицы». Таким образом, на сцене театра будут представлены все три кита классического русского балета. Далее в планах: постановка к 8 марта балета «Дон Кихот», а осенью – балета «Золушка».

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ