Владивосток – город гармонии

Как сделать приморскую столицу комфортной и вдохнуть в нее новую жизнь, решат на урбанистическом форуме

12 нояб. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3638 (170) от 12 нояб. 2014
942dff8b6f7f861d0905dd2e9b9dbafb.jpg

Город – это своеобразный живой организм, который растет и развивается в соответствии с меняющимися условиями времени, и Владивосток в этом смысле не исключение. От того, как проводится градостроительная политика, зависит, насколько гармонично город будет совершенствоваться.

О том, как решаются градостроительные задачи, о сложных и спорных проектах и градостроительном будущем краевого центра рассказал директор Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-конструкторского и технологического института по строительству Минстроя РФ (ДальНИИС), член президиума Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор Владимир Смотриковский.

Кодекс нужно менять?

Первое, на чем остановил свое внимание архитектор, это несовершенство Градостроительного кодекса. На его взгляд, законодательство создает серьезные препятствия, которые мешают эффективному, динамичному и комфортному развитию городской среды.

– Владивосток идет по североамериканской модели градостроительства, но она не увязана с отечественными реалиями, – считает Владимир Иосифович. – С вводом Градостроительного кодекса возникло множество проблем с урбанистическим регулированием.

По мнению архитектора, градостроительная политика страны имеет богатые традиции, однако мы от них практически отказались. В то же время многие аспекты советского подхода успешно применяются в некоторых европейских и азиатских странах: Италии, Германии, Китае и других.

Путь формального зонирования территорий неоднозначный и спорный.

– Я не думаю, что нужно так категорично определять, где должны размещаться общественные пространства, где должны быть рекреационные зоны, сколько их должно быть, в каких местах можно строить жилые комплексы, а в каких нет, – уверяет Владимир Смотриковский. – Это то же самое, что определить для человека, сколько денег ему нужно для счастья. Город – это социальный организм, для которого не может быть одной кем-то определенной устоявшейся модели, ведь он меняется, и архитектура должна трансформироваться вместе с ним. Однако территория не может эффективно функционировать, когда приняты жесткие регламенты. Если они не позволяют быстро реагировать на изменяющиеся потребности, то эти документы не имеют права на жизнь. Посмотрите: в 2008 году принимается Генплан Владивостока, в 2012-м он проходит процедуру корректировки, в 2014-м уже идет активное обсуждение концепции нового Генплана. Это лишний раз подтверждает, что правила, принятые Градкодексом, не работают.

Эксперт уверяет: в то время, когда правительство страны обратило наконец свое внимание на развитие Дальнего Востока и Владивостока в частности, мы не можем жить по старым правилам. Профессиональные зодчие собирают Первый владивостокский урбанистический форум, который состоится 14-15 ноября, с тем чтобы внести свои предложения поправок в вышеуказанный документ.

– Российская академия архитектуры и строительных наук разработала градостроительную доктрину РФ, но она так и не получила широкого обсуждения, – продолжает директор ДальНИИС РААСН. – Могу сказать одно: Генплан должен быть прогнозным документом, который будет давать ориентир на 10–15 лет. Если же он будет более конкретным, то перестанет быть программным документом.

Зонам размоют границы

Очевидно, что дальнейшее превращение Владивостока в центр международного сотрудничества требует внимания к проектам, способным сделать его главной российской витриной в АТР, площадкой для трансферта инновационных технологий градостроительного проектирования. Одной из таких технологий, по мнению Владимира Смотриковского, является отмена строгих правил землепользования:

– Карта градостроительного зонирования Владивостокского городского округа на самом деле не продумана профессионалами так, как должна. Эти зоны, на которые поделен город, являются сдерживающим фактором развития экономики города, края и региона в целом.

Почему, предположим, в зоне рекреационных объектов не может быть жилья? На мой взгляд, это вполне нормальное явление, только нужно прописать плотность застройки. Например, 100 человек на гектар земли будет неплохим показателем. Таким образом, мы создадим застройку, которая позволит нам обеспечить жилье рекреационной средой и не навредить природе.

Эксперт также удивляется, почему не может быть жилья в промышленной зоне. С учетом того, что сейчас ряд объектов промышленности – это экологически чистые, высокотехнологичные производства, с ними вполне могут соседствовать жилые дома, причем достаточно близко к самим производствам. Тогда, по мнению архитектора, будет рационально использоваться человеческий ресурс: людям будет удобно жить и работать в одном районе.

– Доходит до абсурда, – продолжает архитектор. – Мы проектируем жилой комплекс на территории, где соединяются две функциональные зоны – деловая и жилая, в связи с чем возникают проблемы с получением разрешительной документации на строительство. Чтобы внести изменения в зонирование, нужно пройти огонь, воду и медные трубы, приходится направлять все усилия совсем не туда, куда нужно.

Владимир Смотриковский напоминает, что пространственная гармония процессов труда, быта и отдыха – это основной смысл формирования комфортной городской среды. Вместо этого, по его мнению, действует строго регламентированная система, где нет места интересам людей, а территория жестко «распилена» и поделена.

Конкурсная основа – не для градостроения

Еще один вопрос, который местные специалисты хотят поднять на урбанистическом форуме, касается конкурсной основы решения вопросов градостроения.

– Когда у краевой власти или муниципалитета возникает необходимость возведения детского сада или покупки оборудования для поликлиники и они объявляют конкурс с целью найти организацию, которая сделает это за наименьшие средства, то это приемлемо, – уверяет Владимир Иосифович. – Но, когда объявляют конкурс на градостроительную документацию и на поверхность всплывают организации, которые никогда до этого подобные проекты не делали и путем демпинга выигрывают конкурс у добросовестных предприятий, это ненормально. Мы получаем в результате такие проекты, которые приводят к колоссальным потерям и снижению эффективности государственного управления градостроительной деятельности.

Специалист уверен: в советское время этот вопрос был продуман более ответственно. В те времена государство не позволяло себе отдавать на некомпетентный уровень разработку документов территориального планирования, потому что они являлись выражением государственной политики.

– Здесь важно понимать, что градостроительная документация – это не проектная продукция, – подчеркивает профессор. – Это часть программы социально-экономического развития той или иной территории. От ее качества напрямую зависит эффективность управления экономикой и политикой. Ее нельзя отдавать на откуп конкурсам и аукционам. Это то же самое, что объявлять аукцион на разработку законов РФ. Градостроительная документация должна получить статус законодательного документа.

О свечках, истории и делах

Что касается предпочтений самого эксперта, то он считает, что во владивостокский ландшафт будут очень гармонично вписываться малоэтажные здания.

– Само по себе малоэтажное строительство при определенной плотности быстро приобретает форму экологически чистой среды, – объясняет архитектор. – Люди будут создавать вокруг себя уют, сажать деревья, цветы – и микрорайон приобретет прекрасный вид. При этом малоэтажная стройка дешевле высоток и органично формирует квартальную застройку. В такой среде нет войны людей и автомобилей, парковка организуется с внешней стороны кварталов. На первых этажах домов, обращенных на улицу, размещаются общедомовые и обслуживающие учреждения: кафе, клубы, оздоровительные организации. Вдоль кварталов проходят прогулочные, велосипедные дорожки, бульвары и т.п. Таким образом, мы создадим гуманную среду простыми средствами, а не какими-то сложнейшими манипуляциями. У нас же как происходит: если свечка разрешена техрегламентом, то никакой градостроительный совет ничего сделать не может и все суды проиграет, но многоэтажка застройщика, если ему так угодно, будет красоваться хоть на самой вершине сопки.

По мнению эксперта, деловую застройку нужно постепенно выводить за пределы исторического центра. Деловой центр будет эффективно управлять Приморским краем в условиях агломерации, если он будет располагаться, например, ближе к Артему или на полуострове Де-Фриза.

– Нужно вернуть центру города функцию «сердца», которое должно работать постоянно, – проводит параллель директор ДальНИИС. – Утром город ежедневно превращается в колотушку, вырываясь из бесконечных пробок, а вечером он «умирает». Это ненормально, «сердце» должно биться всегда. В центре должны быть уникальные объекты, самые интересные, чтобы жители могли еще больше гордиться своим городом и с удовольствием показывать его гостям.

Особо бережное отношение должно быть к исторической застройке. Только сохранять ее, по мнению архитектора, стоит иным способом: не ждать, когда она превратится в руины, а реставрировать и активно вписывать ее в ритм современного города.

– История – это наша память и главное достояние, – убежден Владимир Иосифович. – В городе много уникальных объектов, прославляющих его. Возьмите Владивостокский ГУМ – ведь это первый универмаг в мире! И относиться к нему нужно должным образом. Например, в Италии я заселился в гостиницу XVI века, она была великолепна. Конечно, этот объект являлся памятником культуры, но он был восстановлен потрясающе. Нам тоже нужно дать шанс жить памятникам, восстанавливать их – в разумных пределах, разумеется, под строгим контролем государства и общества. Тогда город заиграет совсем иными красками, а не будет зиять «святыми руинами».

Надо возвращать наши национальные приоритеты и вести градостроительную деятельность на основе национальной российской доктрины.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА