Конец короля бомжей

Жертва «пришла» за убийцей через несколько лет после своей страшной смерти

29 окт. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3631 (163) от 29 окт. 2014

Он носил камуфляж и рассказывал о подвигах в Чечне. За провинность избивал. За неповиновение – сжигал…

Дело «короля бомжей» зам. руководителя следственного отдела по Ленинскому району Владивостока Следственного управления СК РФ по Приморскому краю старший лейтенант юстиции Владимир Воткин считает одним из самых интересных в практике своих коллег. Хотя поначалу казалось, что оно – бесперспективное.

…В сентябре 2008 года житель краевого центра Виктор Кручинин*, выгуливая собаку в лесу в районе улицы Брестской, нашел обугленные человеческие останки: череп и кости. О своей находке сообщил в милицию. Прибывшие на место сотрудники правоохранительных органов изъяли страшную находку, а также фрагменты полуистлевшей и обгоревшей одежды.

Могу назвать имя убийцы…

Возбудили уголовное дело: у следствия не было сомнений – здесь убийство, что подтвердила и экспертиза. Но из-за отсутствия подозреваемого и из-за невозможности установить личность убитого уголовное дело приостановили.

А через год на имя прокурора края пришло письмо от гражданина Николая Алексеевича Малюты, 1974 года рождения, содержащегося под стражей в следственном изоляторе Владивостока по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 162 (разбой) УК РФ:

– Уважаемый гражданин прокурор! При всем почтении к нашему Уголовному кодексу, а также к уважаемым мной сотрудникам милиции сообщаю вам, что в силу сложившихся обстоятельств я стал невольным свидетелем насильственной смерти человека. Проще говоря, убийства. А также сокрытия следов данного преступления, совершенного моим знакомым в районе ТЭЦ-2 в июле 2008 года. Фамилию убитого я не знаю, но все называли его Александр Александрович. Я не хотел разглашать данную информацию органам предварительного расследования, поскольку считал, что им сложно будет найти труп: слишком много воды утекло. И что они ничего не докажут. Ко всему мое признание может негативно повлиять на мою репутацию на зоне. Но сегодня я подумал и решил: будь что будет. Я устал скрывать данную информацию и давно думал, кому ее продать с выгодой для себя. Уважаемый гражданин прокурор, могу ли я рассчитывать на сокращение срока отбытия наказания, если назову имя убийцы и покажу место, где закопано тело?

С глубоким почтением Николай Малюта, 14 ноября 2009 года.

Малява до адресата не дошла. Сотрудник правоохранительных органов, к которому она попала на стол, сие послание всерьез не воспринял. Подобные прошения из мест не столь отдаленных приходят в их ведомство пачками едва ли не каждый день. Как правило, ничего, кроме жалоб на действия следствия либо на решения суда, в них не содержится. Поэтому письмо гражданина Малюты зарегистрировали, подшили в папку «входящие», но до прокурора не довели, дабы не беспокоить его по пустякам. Автор послания, не дождавшись ответа, отправился отбывать наказание в лагерь строгого режима: за разбой суд приговорил его к 8 годам лишения свободы.

Три костра, три трупа и две головы

И все-таки осужденный Малюта не успокоился. Через три года отсидки он вновь отправил аналогичное послание во Владивосток, на улицу Фонтанную, 51. К тому времени прокуратуру Приморского края возглавлял другой человек, милиция была переименована в полицию, а органы следствия выведены из структуры прокуратуры, получив самостоятельность.

– Анализируя информацию о пропавших людях, мы обратили внимание на заявление некого Кручинина и на письмо осужденного Малюты. Один пишет, что нашел кости, другой – что знает, где сокрыт труп. При этом и тот и другой указывали на одно и то же место – улицу Брестскую напротив ТЭЦ-2. Мы сразу поняли: это не просто совпадение, – рассказывал Владимир Воткин.

Лесной массив, соседствующий с улицей Брестской, в теплое время года превращается в территорию обитания граждан без определенного места жительства. Бомжи сооружают здесь из подручных средств шалаши, можно сказать, со всеми удобствами – с газовыми печками и горячей водой, и живут по законам стаи, где признается только сила.

Выехав по указанному адресу и буквально пропахав лесной массив, сыщики нашли… три кострища из автомобильных покрышек с останками сожженных людей – двух мужчин и женщины. Причем у одного скелета отсутствовали голова и несколько костей. Пепелища находились друг от друга примерно в 10-15 метрах.

По информации, полученной от сидельца Малюты, человек, которого «замочил» его приятель в 2008 году, был бомжом крепкого телосложения примерно 40-45 лет. У бродяги был сломан нос со смещением носовой кости влево.

Судебно-медицинская экспертиза показала, что череп и кости, найденные Алексеем Кручининым в 2008 году, а также обезглавленные человеческие останки в одном из кострищ, принадлежат одному и тому же человеку. Осужденный Николай Малюта называл его Александром Александровичем.

По словам сидельца, «всадника без головы» убил его знакомец Олег Горячков. В ноябре 2009 года они проходили по одному делу, но получили разные сроки. Горячкову дали за разбой 9 лет, а Малюте – 8. В июле 2011 года суд изменил Олегу меру наказания на 6 лет и 2 месяца. Но в апреле 2013 года Горячков вышел по УДО. Подельника такая несправедливость закусила: Малюту милость судей не коснулась. И он решил восстановить статус-кво.

Вести дело Олега Ильича Горячкова, 1986 года рождения, жителя Владивостока, подозреваемого в убийстве выше упомянутого Александра Александровича, поручили старшему следователю следственного отдела по Ленинскому району Владивостока СУ СК РФ по Приморскому краю майору юстиции Евгению Подгородецкому.

Дворцовый переворот

…Олег Горячков познакомился с бомжами 17 апреля 2008 года – в день своего 22-летия. Тогда он поругался с родителями: вместо поздравления отец обозвал сына недееспособным нахлебником и бездарем, который вытягивает из семьи деньги на пиво и сигареты. Олег хлопнул дверью и ушел из дома. Крыть было нечем: слова отца, хоть и обидные, были правдой.

Из-за проблемы с левой рукой, которая плохо сгибалась, парня не взяли в армию. О том неудачном падении с качелей в детстве напоминал и лиловый шрам около предплечья. Экзамены в вуз оказались Олегу не по силам – выучился в ПТУ на сварщика. Физически он был крепким, на внешность – даже приятным, но от девушек почему-то шарахался. Возможно, стеснялся инвалидности и отсутствия образования.

В день своего рождения он вроде как собирался отнести документы на ТЭЦ-2 и наконец-то устроиться на работу. И, может, так и случилось бы, если бы недалеко от ТЭЦ он не встретил местных бомжей. Узнав, что у Олега день рождения, маргиналы предложили это дело обмыть. У именинника денег не оказалось, зато у пилигримов наличность имелась.

Водку и пиво пили в лесочке. Там, между свалкой строительного мусора и оврагом с ручьем, у бомжей был свой лагерь. Ну чем не курорт? А бродяги еще так красочно расписывали прелести вольной жизни… И Олег решил остаться с ними. Хотя бы до осени.

В числе новых товарищей были две женщины. Олегу понравилась Ольга, хотя и была она старше его на пять лет. Стал оказывать ей знаки внимания. Ольга оказалась не против.

В лагере проживали около двадцати бомжей. Для большинства из них это было постоянное место жительства, потому у них имелись персональные палатки и шалаши. Другие же были как перекати поле – выпили, переночевали, похмелились, исчезли. Кто-то возвращался, кто-то – нет. Верховодил этой вольницей некогда крепкий, но спившийся мужчина лет 60. Все звали его Семеныч.

Вольные люди промышляли сдачей металла, не гнушаясь бронзовыми и латунными табличками с могильных памятников, а также чугунными люками. Случалось, подворовывали. Деньги приносили в общак Семенычу, который откладывал их на черный день. Как-то захмелев, казначей похвастал, что бабок ему хватит на новую машину. Жаль, прав нет. Олег разговор слышал.

Познакомившись поближе с бомжами, он сразу сообразил, где у «коммуны» слабое звено – спивающийся вожак. Однажды, когда Семеныч подвыпил, Олег затеял с ним спор буквально на пустом месте. Когда старшой, разгорячившись, послал его по матушке, Горячков врезал ему ногой в живот, затем добавил скрючившемуся от боли предводителю бомжей кулаком по затылку. Семеныч был повержен на глазах у «коммунаров». Так власть в лагере перешла к новому вождю.

Королевская месть

Александр Александрович появился на поляне в начале июня, когда Олег уже единолично руководил своей паствой. Парень называл себя королем и уже не ходил за добычей и провиантом. Но деньги, как оброк, собирал с бомжей каждый вечер. За непослушание грозился «отбить почки, вырвать яйца и выгнать из лагеря». Среди бомжовского братства ходила легенда о его боевом прошлом в Чечне. Которую он сам и запустил. Олег постоянно ходил в камуфляже, для пущей наглядности показывал шрам на руке и говорил, что это от клинка злого черкеса. Бомжи ему верили и боялись.

А вот Александр Александрович не испугался. Был он физически сильнее Олега и, судя по его разговору, человеком образованным. Не поверив в чеченскую легенду, как-то по пьяной лавочке послал «короля» на три буквы. И добавил, что «имел его и его бабу с потрохами». «Король» промолчал, хотя и был унижен при своей женщине и всех подданных. Понимал, что перевес сил на стороне пришельца. Но обиду затаил.

Как-то июльской ночью, когда лагерь храпел после традиционной вечерней попойки, Олег пригласил Сан Саныча посидеть с пивком у костра, поговорить за жизнь. Тот не отказался.

Из показаний свидетеля Николая Малюты 18 июля 2013 года:

– Я в тот вечер почти не пил, болел желудок. Я не спал и видел сквозь щель своей палатки, как Олег протянул Сан Санычу банку с пивом, а когда тот приложился, ударил его со всей силы ногой по коленке. Саныч упал. Мне кажется, Олег сломал ему коленную чашечку. Потом я видел, как Олег бил его ногами. Сколько раз он его ударил, я не знаю. Я испугался. Меня стошнило, и я вышел из палатки. Александр Александрович лежал без признаков жизни, все его тело было в крови, наверное, он был мертв. Олег скинул его тело в яму с горящим мусором и забросал автомобильными покрышками. Мне он сказал, чтобы я держал язык за зубами. Иначе окажусь там же. Его намек я понял. Еще он предложил убить Ольгу, так как опасался, что она расскажет об убийстве Сан Саныча. Я отказался.

После этого случая Олег Горячков и Николай Малюта недолго гуляли на свободе. Их взяли с поличным, когда они пытались ограбить киоск Pit Stop. За что и получили срок.

Финал

Отсидев полсрока, Олег Горячков освободился по УДО и вернулся во Владивосток. Он снял квартиру и устроился в компанию такси. Водительское удостоверение он получил еще во время учебы в ПТУ. По оперативным данным, парень даже надумал жениться. На первый взгляд пребывание за колючей проволокой пошло ему на пользу. Тем не менее следствие считало его опасным. Поэтому брать Горячкова решили по-хитрому. Оперативники заказали его такси к отделению полиции, а когда тот подъехал, попросили войти в здание, чтобы поднести вещи. Парень согласился, мышеловка захлопнулась.

Признательные показания по факту убийства бомжа по имени Александр Александрович Горячков дал на втором допросе. Но от трупов неизвестной женщины и неизвестного мужчины отказался: «Не мои! На меня их не вешайте».

Вот все, что известно следствию об этих людях: женщину звали Ольга, мужчину – Семен. В настоящее время уголовные дела по факту их убийства приостановлены.

* – имена и фамилии некоторых персонажей этой истории изменены.


Автор: Сергей КОЖИН