​Порядок на маршрутах

Власти Владивостока выводят общественный транспорт в цивилизованное русло

29 окт. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3631 (163) от 29 окт. 2014
48853bcdbd9fa60bcbc983c860d63d43.jpg

Работа общественного транспорта во Владивостоке заметно изменилась в лучшую сторону, но и сделать еще предстоит немало

Во Владивостоке полным ходом идет процесс перевода на цивилизованный путь рынка автобусных перевозок. Подробности корреспонденту «В» удалось узнать в управлении транспорта администрации города.

Взял маршрут – не говори, что не дюж

Плоды цивилизованного подхода к организации пассажирских перевозок владивостокцы сегодня ощущают в полной мере. По городу ходят новенькие, не старше трех-пяти лет с момента выпуска, автобусы. Маршруты обслуживают только те компании-перевозчики, которые победили в конкурсе, прошедшем в марте.

Эта победа наложила на них строгие обязательства: теперь регулируется не только возраст транспортных средств, но и сам маршрут принадлежит лишь одной компании. По условиям договора в течение года только компания, выигравшая тендер, должна самостоятельно выполнять возложенные на нее функции, без передачи прав по осуществлению перевозок третьим лицам. Это требование озвучил лично глава города Игорь Пушкарев. Таким образом, теперь за возможные нарушения можно спросить с конкретных людей.

Перечень обязательных требований достаточно широк. В него входит, к примеру, оборудование автобусов навигационно-связными терминалами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, совместимыми с функционирующей в администрации Владивостока автоматизированной системой диспетчерского управления. Должны быть автоинформаторы для объявления остановок и другой информации, необходимой пассажирам. Приветствуется наличие оборудования безналичной оплаты проезда. Обязательным для водителя отныне является вежливое отношение к пассажирам и соблюдение здорового режима: курение в салоне автобуса строго запрещено.

Соблюдению перевозчиками своих обязанностей активно содействуют сами горожане. Одним из способов народного контроля стал СМС-сервис, куда любой пассажир может прислать бесплатное сообщение, содержащее номер автобуса и информацию о нарушении, допущенном водителем.

Взаимной вежливости никто не отменял

– Приходящие жалобы можно разделить на несколько категорий, – рассказывает начальник управления транспорта Олег Демин. – Одна из самых частых – не работает терминал безналичного расчета «Дельфин». К сожалению, они действительно нередко ломаются, а ремонт, как правило, занимает несколько дней. Бывает и так: наши специалисты проверяют указанный автобус и выясняется, что терминал не работает в результате мелкой поломки, устраняемой прямо на месте. Напомню, однако, что неработающий «Дельфин» – вовсе не повод не платить вообще, ведь свои обязательства перед пассажиром водитель выполнил.

Правда, не может не настораживать ситуация вокруг автобусов, курсирующих по маршруту №49: жалобы на не работающие в них терминалы поступают каждую неделю. Мы разбираемся с данной ситуацией.

Еще одна категория сообщений – о ненадлежащем поведении водителя. Как правило, люди не стесняются описывать конфликтную ситуацию во всей красе, делая акцент на тех оборотах, которые допустил в своей речи виновник.

Однако я предлагаю обратить внимание на само существо проблемы. Например, часто жалуются на то, что водитель не смог дать сдачи с крупной купюры и начал хамить пассажиру. На практике подобное случается очень часто: на остановке просят дать сдачу, скажем, с пяти тысяч рублей, а это непросто. Или на­оборот: парень высыпает гору мелочи с просьбой посчитать за проезд. Думаю, любому сдержаться в такой ситуации будет сложно. К чести водителя стоит сказать, что он тогда ответил с юмором: дал парню стакан с мелочью и предложил самому посчитать себе сдачу.

А ведь для того чтобы не провоцировать ненужную агрессию, всего-то и надо, что приготовить нужную сумму заранее. Или хотя бы купюру поменьше. Мы не оправдываем нерадивых водителей, однако без взаимного уважения, в том числе со стороны пассажиров, нормальное общение просто невозможно.

Или вот еще: на маршруте № 98 завелся некий «гонщик», причем речь не о водителе, а о пассажире. К нам постоянно приходят сообщения, вероятно, от одного и того же человека, жалующегося на недостаточную, по его мнению, скорость автобуса. При этом его письма – просто кладезь замечательных оборотов: «Все люди любят быструю езду!», «Если пассажиры почувствуют, что вы ездите быстрее остальных, они будут постоянно садиться только к вам в салон». То есть с точки зрения «гонщика» получается, что водитель муниципального автобуса должен исполнять лишь его нужды, рискуя безопасностью пассажиров?

Коммерсантов тоже касается

Конечно, реальные меры по сообщениям горожан тоже принимаются: только за последние пять рабочих дней управление транспорта направило в ГАИ три представления с просьбой привлечь к ответственности водителей за нарушение ПДД. Встречаются жалобы и на курение в салоне – по таким делам сразу же возбуждают административное производство.

Несмотря на трудности, с которыми приходится сталкиваться при контроле коммерческих перевозчиков, комплексный подход, как отмечает Олег Демин, позволяет добиться желаемого результата: внутри частных компаний тоже ведется активная работа с провинившимися водителями.

Кроме этого, постоянно проходят рейды, в которых проверяется соблюдение водителями графика движения автобусов. Выявленные нарушения заносятся в специальный отчет, который будет использован при определении победителей следующего городского конкурса по распределению маршрутов.

По словам Олега Демина, сегодня Владивосток не в состоянии обойтись одними лишь муниципальными автобусами: из 500 машин, которые ежедневно выходят на маршруты, лишь около 100 принадлежат городу. Покупка нового, в том числе отечественного, автобуса обойдется бюджету примерно в пять миллионов рублей. При этом покупкой всего одной машины всех проблем не решить. Поэтому тот подход, который сейчас применяется в управлении транспорта города, специалисты считают наиболее правильным.

– Мы планируем в ближайшее время все-таки направить всех городских перевозчиков в русло цивилизованного исполнения своих обязанностей, даже если сегодня им это кажется невыгодным в финансовом плане, – объясняет Олег Демин. – Этому способствует и та политическая воля, которую проявил в данном вопросе лично глава Владивостока Игорь Пушкарев. Пока же нам ощутимо мешает тот факт, что из-за последних поправок в законодательстве у нас стало меньше инструментов для воздействия на нерадивого перевозчика. Однако мы работаем над введением необходимых изменений.

Напомним, что в ближайшее время в приморской столице пройдет второй конкурс маршрутов, условия которого были доработаны с учетом опыта первого подобного тендера.

Автор: Антон ВАЛЬТОН