Не сошлись тарифами
Пригородному сообщению пригрозили оптимизацией, а перевозчикам – сменой руководства
Сохранить количество пригородных электричек и маршрутов, работающих сегодня в Приморье, в 2015 году, возможно, не удастся – из-за их убыточности. Оператор пригородных пассажирских перевозок ОАО «Экспресс Приморья» (дочка ОАО «РЖД») считает, что регион не компенсирует в полном объеме расходы на пассажирские перевозки, обосновывая отказ непрозрачностью расчетов железнодорожников. Краевые власти, в свою очередь, сомневаются в компетентности руководства ОАО «Экспресс Приморья» и предлагают сменить его.
Железнодорожники выставляют регионам счет за пригородные перевозки, ссылаясь на нормы закона, по которому субъекты РФ обязаны в полном объеме возмещать потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте.
Перевозчики напоминают: организация транспортного обслуживания находится в ведении регионов. Они определяют маршруты, периодичность поездов. А также устанавливают тарифы на проезд. Но зачастую, как указывают железнодорожники, заметно ниже экономически обоснованных. Разницу возмещают не в полном объеме, и в итоге пригородные пассажирские предприятия России задолжали РЖД примерно 31 млрд руб.
Из них за «Экспрессом Приморья» числится около 3 млрд рублей – именно такую сумму составляет на сегодняшний день задолженность дальневосточных регионов, входящих в зону обслуживания компании. За нашим краем числится свыше 1,7 млрд рублей.
Надо отметить, что задолженность копилась с 2009 года. Субсидии «Экспрессу Приморья» край стал выплачивать с 2012 года, но, как считают транспортники, в недостаточном объеме. Так, по данным железнодорожников, в 2012 году недополученный доход «Экспресс Приморья» от госрегулирования тарифов превысил 300 млн рублей, в 2013-м составил 283 млн рублей. В этом году, по предварительным подсчетам, убытки составят 180-190 млн рублей.
Как сообщил генеральный директор компании Сергей Кузнецов, в «Белый дом» представлены расчеты на возмещение из бюджета на будущий год 389 млн рублей. Но надежды получить субсидию в полном объеме призрачны.
В бюджете края на 2014 год предусмотрено 182 млн рублей на субсидирование пригородного железнодорожного сообщения. По информации пресс-службы региона, аналогичная сумма запланирована и на следующий год. Власти Приморья заявляют о непрозрачности расчетов железнодорожников, завышенных убытках, а также о том, что компания не имеет твердого плана по сокращению издержек и модернизации предприятия.
Как сообщил первый вице-губернатор края Василий Усольцев, экономически обоснованный тариф на пригородные перевозки по расчетам профильного департамента «Белого дома» составляет 22 рубля за 10 километров пути. Население за это расстояние сегодня платит 16 рублей. А разницу ОАО «Экспресс Приморья» компенсируют РЖД и краевая казна. Тем не менее перевозчик заявляет конечную стоимость проезда как 31 рубль за 10 километров.
– На сегодняшний день работа компании «Экспресс Приморья» для нас не является прозрачной. Непонятна схема формирования себестоимости перевозок, предъявленная для частичной компенсации администрации Приморского края, – цитирует Василия Усольцева пресс-служба региона.
– Мы считаем, что необходимо поставить вопрос о профессиональной пригодности руководства ОАО «Экспресс Приморья», и в ближайшее время обратимся ко второму акционеру (администрация края также является акционером компании-перевозчика) – ОАО «РЖД» с предложением сменить руководство, – заявил первый вице-губернатор. А также добавил, что главным результатом действий администрации является сохранение стоимости билетов на пригородные электрички для населения и сохранение всех действующих маршрутов.
Перевозчики же уверяют: их расчеты проводятся в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной службой по тарифам. И не соглашаются с формулировкой «непрозрачность тарифообразования».
– Мы еще летом передали в департамент по тарифам края расчеты, которые экономически обосновывают наши затраты. Они выполнены согласно существующей нормативно-правовой базе. Только перечень этих документов составляет 27 листов, вес – 15-20 кг, и до сего дня (22 октября) никаких претензий по расчетам мы не получали, – уверяет заместитель генерального директора ОАО «Экспресс Приморья» Елена Кашина.
По словам транспортников, компания задолжала огромные суммы РЖД за аренду инфраструктуры, ремонт и обслуживание подвижного состава, услуги локомотивных бригад (это практически 75 процентов расходов ОАО «Экспресс Приморья»). Материнская структура уже отказывает в дальнейшем содержании «дочки». В таких обстоятельствах невозможно планировать обновление и модернизацию подвижного состава. А оно необходимо: в следующем году из эксплуатации ОАО будет вынуждено вывести один электропоезд, далее – еще шесть.
По словам Сергея Кузнецова, в 2013 году в Приморье в пригородном сообщении курсировали 53 поезда, в 2014-м – 43. Это оптимальный вариант, заметил глава ОАО «Экспресс Приморья». Но в 2015-м вряд ли удастся сохранить данный уровень.
– Неисполнение регионом своих обязательств может привести к ликвидации пригородных поездов на определенных направлениях, – прогнозирует Сергей Кузнецов, подчеркивая, что рассчитывать на понимание, а также на содержание РЖД уже не приходится – монополист дал ясно понять своим «дочкам», что таких финансовых возможностей уже нет. И указал: объемы пассажирских перевозок необходимо привести в соответствие с уплаченным заказом.
То есть перевозчик вынужден будет вновь оптимизировать маршруты и составы поездов. В компании отметили, что постараются сохранить направления, где нет альтернативы железнодорожному сообщению. Под секвестр в первую очередь попадут наименее популярные маршруты, затем – наименее доходные.
Автор: Александр КАРАСЕВ