Дела кладбищенские
Намного легче и дешевле жить, чем умирать. Пока ты живешь, ты должен обеспечивать себя и следить, чтобы у родных и близких не приключалось сильных бед, а если такое произошло, чтобы все завершилось благополучно. Другое дело – отправиться в мир иной, оставив родным тягостную обязанность оплачивать все причитающиеся услуги.
А таковых безмерно много. Сначала надо повоевать за место на кладбище, чтобы могила находилась рядом с могилами других почивших членов семьи. А для этого обязательно требуется кое-кого уговорить, при этом провести бесчековый наличный платеж. Впереди еще куча сопутствующих дел. Венок, памятник, оградка... Эта обязательная мука, когда жизнь насильно толкает тебя к осознанию утраты, – выбрать подходящий гроб своему навеки ушедшему родителю, ленты для подбоя и прочую «мишуру». С горечью понимаешь, что все это ему уже не важно. Но тут не до рационализма. Наверное, вот этот дубовый ему бы понравился. И тут же ловишь себя на мысли, насколько это глупо. Стараешься не смотреть на ценники, но даже в этом измененном состоянии ума до тебя доходит, что здесь и сейчас ты организатор похорон, а не скорбящий, что должен действовать подобающе. Выбрать размер согласно росту усопшего, крест на крышку. Вспоминаешь с тихой яростью, как тебе говорили, что вот, дескать, я умру и всем станет легче. «Тебя бы сейчас на мое место, сказал бы, как легко стало», – думаешь про себя.
Затем наступает время визита в церковь – вписать родителя в перечень отпеваемых на предстоящее воскресенье. «Фамилии не надо, просто имя», – говорит служительница. Сумма пожертвования ставит в тупик. Спрашиваешь, сколько обычно дают, но в ответ получаешь только «сколько нужно, столько и дают». И будь ты хоть трижды неверующим, от этого мероприятия не отделаешься. А вдруг там, на небесах, это действительно важно? И, хоть обычно не веришь во всякие небеса, даешь вдвое больше, чем планировал.
Потом созываешь всех, кто был как-то знаком с родителем. Устраиваешь обед, благо, что в погребальной конторе всегда направят в нужную столовую. Число приглашенных через день увеличивается. Закупаешь продукты и напитки. С утра все это нарезаешь и относишь в заведение, потому как оно услуг по нарезке не предоставляет. Все проходит лучшим образом. Говоришь всем спасибо. Народ расходится. И только после завершения всех ритуалов появляется ощущение безвозвратной потери. И другие мысли.
Например, о том, что жизнь – это ресурс и за него надо цепляться всеми возможными способами, что его надо ценить как курицу, несущую золотые яйца. Есть заболевания, которых не вылечить. Но самое дрянное дело – это пораженческое настроение. Опустить руки и дать болезни разгуляться, тем самым сократив свою жизнь, а, значит, и время пользования этим ресурсом.
Cмерть – это всегда банкротство. И все, что ты вкладывал, исчезает. Вместе с самым дорогим тебе человеком.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ