Янки, гоу хоум! И остальные тоже
Более 90 лет назад американские, японские и прочие иноземные войска, четыре года занимавшие Владивосток «в духе дружбы и симпатии к русскому народу», убрались восвояси
Что значила для нас дата 25 октября 1922 года, теперь почти позабыто. А ведь именно в этот день Дальний Восток был полностью освобожден от войск Антанты. И, хотя теперь с бывшими интервентами мы, к счастью, не воюем, историю забывать не следует. 25 октября 1922 года стало не столько победой красных над белыми, как долгое время говорили историки, сколько днем обретения Россией независимости от иностранного военного и политического влияния.
Незваные флаги
Интервенция на Дальнем Востоке формально началась с восстания белочехов, как их называли в советской литературе. Разумеется, никакими «белыми» они не были. Чехословацкий корпус, участвовавший в войне против Германии, весной 1918 года был направлен через Сибирь во Владивосток, чтобы отсюда морским путем попасть в Европу. Первые эшелоны прибыли в город 30 апреля, но в порту никаких судов для перевозки легионеров на родину не оказалось. В течение мая 1918-го во Владивостоке собралось до 16 тысяч чехословаков, которым никто не мог объяснить, почему их тут держат. Понятно, что недовольство отвоевавших свое солдат возрастало…
К началу июня эшелоны чехословаков растянулись по всему Транссибу. После попытки их разоружить (согласно телеграмме Льва Троцкого) легионеры с легкостью смогли захватить все узловые станции и крупные города Сибири, тем самым отрезав Приморье от остальной Советской России.
29 июня 1918 года чехословаки арестовали руководителей владивостокского Совета, председатель исполкома Константин Суханов был помещен в концлагерь. К слову, два полка белочехов отказались поддержать мятеж и были интернированы на Русском острове. Во Владивостоке установилась власть Временного правительства автономной Сибири (ВПАС) под председательством Петра Дербера.
С иностранных кораблей, стоявших в Золотом Роге, тут же высадились десанты японцев, англичан и американцев. Над входом в здание бывшего Совета были вывешены американский, английский, французский, канадский, японский, китайский и трехцветный российский флаги. Состоялся парад иностранных войск, вслед за ними по улицам прошли колонны эсеровских дружин, состоявшие в основном из студентов и гимназистов.
Разумеется, целью силового давления была борьба за природные богатства восточной окраины России. Поделить между собой Дальний Восток и Сибирь надеялись Япония и США, хотя свои интересы были и у Англии, и у Франции, и даже у Китая.
Противостояние
Декларация представителей союзного командования об объявлении Владивостока состоящим под международным контролем от 6 июля 1918 года гласила:
«Ввиду опасности, угрожающей Владивостоку и союзным силам, здесь находящимся, от открытой и тайной работы австро-германских военнопленных, шпионов и эмиссаров город и его окрестности берутся под временную охрану союзных держав и будут приняты все необходимые меры для защиты как от внешней, так и внутренней опасности. Все приказы, изданные до сего времени чехословацким командованием, остаются в силе… Настоящий акт делается в духе дружбы и симпатии к русскому народу, а не какой-либо политической фракции или партии…»
Под декларацией подписались адмирал Найт, главнокомандующий Азиатским флотом США; Хирохару Като, вице-адмирал японского флота; Пэйн, капитан Британского королевского флота; полковник Парис, начальник французской военной миссии; капитан чехословацкой армии Бадюра, он же комендант Владивостока; капитан Лю, командир китайского крейсера «Хай-Юн».
Начало интервенции, которая продлится четыре года, было положено. 3 августа 1918 года во Владивосток прибыл батальон 25-го Мидлсекского полка из Британского Гонконга; 4 августа – около 1600 человек 9-й китайской дивизии; 9 августа – французский батальон из 800 человек; 11 августа – первые 2000 японских солдат; 15 и 21 августа – два американских полка, 3000 человек. Правда, в военных действиях против красных принимали участие только чехословацкие и японские части.
После смены власти во Владивостоке части легионеров начали продвижение к Уссурийску, в это же время в Приморье из Китая вторглись отряды Калмыкова и Орлова. 9 июля 1918 года из Харбина на станцию Гродеково прибыл генерал-лейтенант Дмитрий Хорват. В воззвании к населению он объявил себя временным правителем России со всей полнотой государственной власти.
В Приморье развернулись бои между красными и белыми, в результате которых Красная армия и Красная гвардия отступили в район севернее Спасска, где был организован Уссурийский фронт. Однако при поддержке союзных войск части под командованием генерала Михаила Дитерихса продолжили наступление, и 4 сентября красные оставили Хабаровск, отойдя в Амурскую область.
22 октября 1918 года владивостокское ВПАС передало власть созданному в Омске временному Всероссийскому правительству, однако оно просуществовало недолго. 18 ноября в Омске же адмирал Александр Колчак был провозглашен Верховным правителем России; в этот же день во Владивостоке был убит Константин Суханов. Верховным уполномоченным правительства Колчака во Владивостоке стал генерал Хорват, в июле 1919 года его сменил генерал Сергей Розанов.
Последующие годы стали для Владивостока, как отмечали современники, смесью трагедии и фарса. Войска разных стран и их валюта, новые правительства и правители (за эти годы власть менялась около десяти раз!), декларации и прокламации, спекулянты и авантюристы разных мастей…
Кто сильнее, а кто прозорливее
Казалось, что будущая зависимость дальневосточной окраины России от заграничных покровителей предрешена. Но тут в Москве появился план создания демократической Дальневосточной республики (ДВР) – политического буфера между РСФСР и интервентами. Она была провозглашена 6 апреля 1920 года.
Продолжать военные действия с молодой, формально – не коммунистической, республикой Японии было не с руки. Поэтому 15 октября 1920 года она вывела из Забайкалья все свои войска. После этого партизаны и части Народно-революционной армии (НРА) ДВР начали теснить остатки каппелевцев и семеновцев к Тихому океану. В декабре 1921 года белые войска занимали Хабаровск и станцию Волочаевка. Но части ДВР уже в феврале 1922-го перешли к активным действиям.
Наступление на станцию Волочаевка началось 5 февраля, а уже 14 белые были выбиты из Хабаровска и начали отходить на юг, под защиту японского экспедиционного корпуса. 1 марта 1922 года части НРА заняли Бикин. Положение временно стабилизировалось в районе станции Шмаковка, контролировавшейся японцами.
Между тем временное Приамурское правительство (чаще называемое меркуловским – по фамилии предпринимателей, братьев Меркуловых), пришедшее к власти в результате очередного переворота 26 мая 1921 года, в июне 1922-го созвало во Владивостоке так называемый Земский собор. На нем генерала Дитерихса как старейшего из присутствовавших военачальников (а было ему всего 48 лет) избрали единоличным правителем Приморской области.
Правда, сам Дитерихс потребовал согласия на это назначение какой-либо «высочайшей особы». Поэтому с просьбой утвердить генерала в новой должности Земский собор обратился в Данию, к матери Николая II Марии Федоровне.
Михаил Дитерихс также стал воеводой земской рати. Но уже было понятно, что наступление НРА идет к победному концу. Именно поэтому 30 июня 1922 года японское командование обратилось к правительству ДВР, заявив, что готово полностью эвакуировать войска из Приморской области не позднее 1 ноября.
7-9 октября отгремели «штурмовые ночи Спасска» и части НРА стали приближаться к берегам Тихого океана. После взятия Никольск-Уссурийска главком Уборевич получил у правительства ДВР разрешение начать наступление на Владивосток.
Исход
21 октября на станции Океанская части Уборевича встретились с передовыми постами японских войск. Во избежание напрасного кровопролития штаб НРА начал переговоры с японским военным командованием. Однако японцы фактически уже завершали эвакуацию. В эти же дни адмирал Георгий Старк увел из Владивостока остатки Сибирской военной флотилии и гражданские суда с 10 тысячами человек на борту – теми, кого называли белыми. Большинство из них покинуло родину навсегда…
24 октября 1922 года Народно-революционная армия ДВР вошла во Владивосток. В печати тех лет сохранилось подробное описание того дня:
«К первому часу дня 24 октября огромные толпы народа заполонили центральные улицы Светланскую и Алеутскую. Около четырех часов дня показалась разведка НРА со стороны Первой Речки на Китайской улице. Громкие крики «ура» и первые мощные звуки революционных гимнов, возникшие далеко за Покровской церковью, все больше и больше разрастались, приближаясь к Светланке. Вслед за первым отрядом прошли еще три разведывательных отряда, отправившиеся в разные части города для обследования. После появления разведки прошло довольно много времени. В начале пятого часа послышались крики «идут». Показалась первая колонна конницы. Вслед за конницей прошли отряды пехоты, за ними потянулись артиллерия и обоз… 25 октября состоялся парад войск НРА на Вокзальной площади».
Эта дата и считается днем окончательного освобождения территории Дальнего Востока России от интервентов. Председатель Военного совета и главком НРА Иероним Уборевич в приказе № 1775 по случаю освобождения города писал: «День нашего вступления во Владивосток является историческим днем всего русского народа».
Алеутская улица в честь этого события была переименована в улицу 25 октября. Спустя 70 лет, в 1992-м, ей вернули первоначальное название. Но это не значит, что приморцы и все россияне должны забыть о событиях года 1922-го. История, как известно, беспамятства не прощает…
Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, действительный член Русского географического общества