Угроза для камбалы. Но только одной
Экологи просчитали последствия утечки нефтесодержащих продуктов в бухте Круглой
Масштаб загрязнения акватории бухты Круглой в Хасанском районе в результате утечки льяльных (технических) вод с теплохода «Сказочный мост» сильно преувеличен, считают эксперты.
Напомним, утечка произошла 11 октября. Первыми радужное пятно на поверхности воды заметили моряки теплохода «Святой Павел», стоявшего неподалеку. Капитан судна сообщил о случившемся властям, после чего аварийно-спасательная служба ЗАО «Востокбункер» (входит в ГК «Транзит-ДВ») начала ликвидацию разлива.
Одновременно в «Транзит-ДВ» начали служебное расследование. Как уже писал «В», в результате было установлено, что разлив произошел с борта теплохода «Сказочный мост» в результате порыва шланга при перекачке льяльных вод из одного танка в другой. В условиях ночного времени экипаж не заметил, что часть разлившихся льяльных вод попала за борт.
В ходе расследования выяснилось: с учетом производительности насоса всего вытекло 830 литров технических вод. Из них около 500 литров растеклось по палубе в корму, около 290 литров осталось в поддоне и около 40 литров выплеснулось за борт. Площадь пятна на поверхности моря составила 50 на 100 метров, побережье не загрязнено.
Ликвидация загрязнения заняла 8 часов. В ходе работ к спасателям ЗАО «Востокбункер» присоединились специалисты МЧС. Были использованы три единицы плавучих средств, задействованы 14 человек. Пятно на море сначала было локализовано боновыми заграждениями, затем обработано жидкими и сыпучими сорбентами.
По поводу этого происшествия во Владивостоке 14 октября состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие исполнительный президент Группы компаний «Транзит-ДВ» Валерий Морозов; профессор, доктор наук, эколог (специалист в области морской и пресноводной экологии) Владимир Раков; исполнительный директор ЗАО «Востокбункер» Сергей Жидков; доктор наук, президент общественно-научного координационного центра «Живая вода» Татьяна Вшивкова.
В ходе пресс-конференции Владимир Раков отметил, что ущерб морским организмам оказался незначительным вследствие малого количества вредных веществ, попавших в воду, и благодаря оперативной работе спасателей, ликвидировавших последствия загрязнения.
– При ликвидации загрязнения сработали очень профессионально и оперативно, – приводит слова эколога «Комсомольская правда». – Фитопланктон, конечно, пострадает, а затем далее – по пищевой цепочке. Но надо учитывать, что на каждом звене ущерб снижается в 10 раз. То есть, если нарушены 10 кг фитопланктона, это отразится только на 1 кг зоопланктона и так далее. Может быть, в конце цепи какая-нибудь одна камбала получит аномалию. А нерпам уже ничего не грозит.
Экологи Владимир Раков и Татьяна Вшивкова подчеркнули, что Группа компаний «Транзит-ДВ» заняла ответственную позицию, приняв меры к быстрой ликвидации последствий разлива собственными силами.
Надо отметить, что аварийно-спасательная служба, действующая на базе ЗАО «Востокбункер», уникальна среди коммерческих предприятий края. Как отметил Сергей Жидков, в распоряжении ее сотрудников самое современное оборудование.
– Мы готовы своими силами ликвидировать любые последствия на море, – подчеркнул исполнительный директор ЗАО «Востокбункер». – Уже есть договоренность о взаимодействии с соответствующими структурами региона, и мы готовы оказать помощь при необходимости.
– Наша компания во главу угла в своей деятельности всегда ставит принцип открытости и объективности, – сказал Валерий Морозов. – К сожалению, в отдельных СМИ масштаб произошедшего изначально был в разы преувеличен. Например, льяльные воды, иначе, технические, к нефтепродуктам можно притянуть только за уши. Это обычная Н2О, которая используется для нужд машинного отделения. Конечно, эта жидкость содержит вредные примеси, полученные в результате контакта с механизмами, но частички масла, мазута или дизельного топлива там присутствуют в концентрации не более 10 – 15 процентов.
Да, для нашей группы это первая подобная внештатная ситуация с момента основания. Мы находились в постоянном контакте со службами порта, администрацией Приморского края, координировали свои действия. Очень благодарны вице-губернатору Александру Ивановичу Лосю, который сам выехал в Хасанский район, чтобы реально оценить масштабы произошедшего и выработать меры по устранению его последствий.
Татьяна Вшивкова отметила, что прошедшая на днях встреча экологов и бизнеса на ее памяти первая.
Татьяна Сергеевна рассказала, как пишет «КП», о том, о чем промолчали представители ГК «Транзит-ДВ». Руководство корпорации намерено учредить гранты для молодых исследователей и разработчиков проектов экологической и социально-экономической направленности для Хасанского района. Валерий Морозов подтвердил планы компании материально поддержать начинающих ученых.
Автор: Евгений СИДОРОВ