Англия уступила Крыму

Банкротство крупных туристических компаний, резкий обвал рубля не могли не сказаться на туристических предпочтениях дальневосточников.

17 окт. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3625 от 17 окт. 2014

Ожидалось, что разорение крупных фирм подорвет доверие клиентов к турагентствам и приведет к значительному снижению интереса к путешествиям. Случился ли крах на туристическом рынке, разбирался корреспондент «В».

– Туристы стали очень осторожными, – рассказывает старший менеджер туристического агентства Валентина Наумкина, – просят документальное подтверждение того, что их туры оплачены. Мы, со своей стороны, такие документы клиентам не обязаны предоставлять, это вообще конфиденциальная информация. Однако чтобы успокоить людей, даем им официальные письма от партнеров – отелей и авиакомпаний, которые подтверждают, что услуга оплачена. Сейчас мы склоняем туристов пользоваться только регулярными рейсами. В случае если полет отменится, то уже авиакомпания будет нести все убытки, а там совершенно другие цифры…

Самым неприятным для путешественников из Приморья стал тот факт, что с рынка ушла компания, осуществляющая международные чартерные перевозки на Гуам и Сайпан, – «Авиачартер-ДВ».

Представители туристических агентств признают, что теперь летать в эти страны стало много дороже, потому как отправляются туда только регулярные рейсы. Так, если год назад стоимость билета на Гуам составляла 25-26 тысяч рублей на человека, то сейчас цена выросла как минимум на 10 тысяч рублей. Перелет на Сайпан стоит 35-50 тысяч рублей, а раньше в такую сумму обходился весь тур – с проживанием и питанием. Если умножить на семью из четырех человек, получается весьма ощутимая разница.

К тому же, раз отменились прямые беспосадочные перелеты, придется подбирать стыковки в промежуточных городах, таких как Сеул, Пекин, Гонконг, Токио, что также делает менее комфортной поездку и более затратной по времени.

Впрочем, не принимая в расчет эти два весьма дорогостоящих теперь направления, уход «Авиачартера-ДВ» сильно рынок не подорвал.

– Чартеры остались, даже пришли новые операторы, такие как «Анекс тур», «Корал тревел», остался и «Пегас Туристик», – объясняет директор туристического агентства Евгения Белянина. – Да, на Сайпан и Гуам они не летают, но отправляют туристов в Таиланд и Вьетнам. Появление новых игроков на рынке сыграет на руку потребителям: в борьбе за клиентов туроператоры будут снижать стоимость туров. Так, сегодня двухнедельный тур во Вьетнам стоит 25 тысяч рублей вместе с перелетом. Буквально несколько месяцев назад он стоил в два раза дороже!

Туроператоры признают: подорожание валют сказались на возможностях людей путешествовать.

– Цены выросли в разы, – сетует Валентина Наумкина. – Причем рост евро сказался чувствительнее на европейском направлении, чем подорожание доллара – на юго-восток Азии. Даже бюджетные автобусные туры по Европе, которые всегда пользовались популярностью, с апреля этого года перестали набираться. Такого никогда не было, чтобы автобусный тур за 300 евро был не по карману туристам. Чехия пользовалась спросом каждый сентябрь, но в этом году путешественники, которые рассчитывали на бюджетный отдых, отказались от путевок.

– По сравнению с прошлым годом, сильно «просела» Европа, – подтверждает слова коллеги менеджер по туризму одной из федеральных компаний Александра Гидичева, – мы отправляем сейчас в два раза меньше туристов, чем обычно. В общем, туристический поток в этом сезоне снизился процентов на 20. Здесь виновата и международная политическая ситуация, и экономические факторы.

Будущий зимний сезон продолжит летние тенденции – снижение спроса на туристические услуги в районе 15-20 процентов.

Вместе с тем игроки рынка утверждают: они ожидали худшего.

– Вырос спрос на Египет, – продолжает Александра Гидичева, – на данный момент это самое актуальное направление, может быть, из-за того, что упала цена перелета в эту страну. Так, из Москвы тур на двоих стоит 1,5 тыс. долларов. Перелет до Москвы тоже дешевый – сейчас это около 400 долларов туда и обратно.

Впрочем, в зимний сезон по-прежнему популярны Юго-Восточная Азия, Таиланд, Вьетнам, Филиппины – любимые российскими туристами направления.

– Сезон был хороший несмотря на все, что произошло, – подводит итог Евгения Белянина. – Просто сейчас из-за роста курса валют люди ищут путевки и гостиницы подешевле, но от удовольствия посетить другую страну не отказываются.

Агентства, в свою очередь, пошли на то, чтобы снизить свои комиссионные, чтобы не потерять объем продаж туров.

– Мы постоянно ведем переговоры со своими партнерами за рубежом, чтобы получить скидки, – продолжает Евгения Белянина. – Таким образом пытаемся оставить стоимость путевки в том же ценовом диапазоне, чтобы поток туристов не снижался и наша прибыль бы не падала. Конечно, в некоторых направлениях сделать этого не удалось: где авиаперелет «съедает» большую часть стоимости тура, например на направлении Сингапур, Гонконг, путевки стали значительно дороже. Кстати, Европа, видя, что поток туристов сократился, снизила в ряде случаев стоимость перелета. Так, авиабилет до Лондона из Москвы стоит 3 тысяч рублей, раньше эта сумма достигала 17 тысяч рублей. Когда такое было?

Туроператоры отмечают: выросла популярность Крыма. Эксперты предвещают этому направлению хорошее будущее. С учетом того, что в летний сезон стоимость перелета до Москвы составляла 20-22 тыс. рублей, Крым был не намного выше – около 30 тыс. рублей, так что дальневосточники с удовольствием на недельку заглядывали на вновь присоединенную территорию.

Осенью же, впервые за последние три года, жители края стали предпочитать Таиланду Суйфэньхе и Хуньчунь. На эти направления рост доллара и евро не оказал никакого влияния. В Хуньчуне наши граждане лечатся в стоматологических и косметических клиниках, а в Суйфэньхе, как обычно, шопятся.

Что касается горящих путевок – оплота надежд бюджетных туристов на отдых в заморских странах, то они остались. Конечно, их сейчас гораздо меньше обычного, но раз в недели две они появляются. На осенний период предложения тоже есть.

В общем и целом туроператоры делают такой вывод: в будущем сезоне бюджетные путешественники, коих около 60 процентов от всех приморских туристов, либо снизят свои запросы на качество отдыха, либо откажут себе в удовольствии побывать в заморской стране. Либо подкопят денег и дождутся следующего сезона.