За кулисами не до чудес
Театр молодежи переживает кризис
Приморский театр молодежи уже почти полгода то и дело оказываетсяв центре внимания прессы и общественности. Конечно, когда о театре говорят и пишут– это хорошо. Почти всегда…
Но, к сожалению, ситуацию, которая сложилась в одном из старейшихи некогда любимейших у публики театров города, оптимистичной не назовешь. Скорее– наоборот.
Без руля и ветрил
Совсем недавно – 4 октября– театр молодежи открыл сезон. Зал был заполнен едва ли на четверть. В августе стаким же нерадостным итогом прошли гастроли театра в Хабаровске. И вовсе не потому,что спектакли неинтересные или актеры бесталанные. В театре молодежи за последниепару лет появились прекрасные постановки: «Капитанская дочка», например, или великолепный,один из лучших спектаклей сезона – «Три левых часа», в котором артисты позволялисебе и импровизацию, и шутку…
Но беда в том, что с весныэтого года театр, по сути, остался без руководства. А как иначе можно назвать положение,когда в коллективе художественного руководителя и главного режиссера нет совсем,а директор носит приставку врио?
Напомним, что в марте сбывшим главным режиссером театра молодежи Виктором Галкиным не был продлен контракт.Те кандидатуры, которые рассматривались на экспертном совете по культуре, критикине выдерживали. Но видеть в кресле руководителя Виктора Галкина департамент культурыадминистрации края не желал категорически. И оставил труппу вариться в собственномсоку.
– За многие годы моей работыв театре молодежи, – говорила заслуженная артистка России Галина Копылова на собраниитруппы (стихийном, вызванном чрезвычайной ситуацией), – я не могу припомнить ничегоподобного. Провалены гастроли. Провалено открытие сезона. Ни копейки по сию поруне выделено на постановку нового спектакля. С врио директора господином Красильниковымактеры не могут найти никаких точек соприкосновения… Такое чувство, что театр простоникому не нужен, что его планомерно и методично ведут к закрытию.
Уволена по статье
Последней каплей, которая и заставила труппу собраться на стихийноесобрание, стало увольнение режиссера ЛидииВасиленко. В театре две ставки – художественного руководителя (главного режиссера)и режиссера. Первая пустовала с начала весны, вторую занимала Лидия Михайловна.Именно она поставила «Три левых часа» (один из самых ярких спектаклей ушедшего сезона)и «Капитанскую дочку». Ее же работы: «Семейный портрет с дензнаками», «Чудеса закулисами», «Цветик-семицветик» – составляют ударную часть репертуара театра. И вдруг– увольнение по статье?
– В 2009 году в наш театр пришло приглашение от Союза театральныхдеятелей (СТД) принять участие в пятилетней творческой лаборатории Римаса Туминаса,главного режиссера театра имени Вахтангова, — рассказала Лидия Василенко. — Этодля любого режиссера счастье, это курсы повышенияквалификации, это редкая удача – называйте, как хотите. Тогда нашим театром руководилВиктор Галкин и он предложил мне эту поездку. Разумеется, я согласилась.
С того времени каждый год в театр приходило приглашение из СТДс указанием сроков творческой лаборатории, и Лидия Василенко улетала в Москву нанесколько недель. Иногда театр находил средства оплатить поездку, иногда — нет.За четыре года ей ни разу не предлагали оформить поездки как-то официально. И (это,конечно, упущение Лидии Василенко) она привыкла к такому положению дел.
– В мае нынешнего года вновьпришло извещение от СТД, – продолжила рассказ Лидия Михайловна, – и я пришла к исполняющемуобязанности директора театра Александру Красильникову, спросила, могу ли ехать.Мне было сказано «да», но оплатить ничего не смогут. Я сама купила билеты и уехала,ведь это была заключительная стажировка! Ни слова о каком бы то ни было приказе,написании заявления мне сказано не было. Если бы сказали, я бы написала…
Вернулась во Владивостокрежиссер через две недели, все было в порядке. Вместе с театром ушла в отпуск вавгусте, вышла на работу в сентябре. А в начале октября режиссер Сергей Руденок,осуществляющий периодически в театре постановки, написал на имя Красильникова докладную,где было сказано, что Василенко прогуляла две недели.
И завертелось. В рекорднокороткие сроки режиссеру было предложено уйти или по собственному желанию, или постатье. Доводов о творческой стажировке, о письме СТД никто не слушал. В трудовойкнижке Лидии Василенко появилась запись об увольнении «за прогулы», а театр – поситуации на 9 октября – остался совсем без режиссера.
– Мы присутствовали при разбореситуации с Лидией Михайловной, – говорит актриса театра Евгения Серебрянская. –Узнали о происходящем в кабинете врио директора случайно и пришли. Мы, актеры, просили господина Красильниковаприменить ( если уж спустя столько месяцев он «вспомнил» о нарушении трудовой дисциплины) любые меры взыскания, но оставить в коллективе талантливого режиссера. Но нашемнение проигнорировали. Замечу, мы, артисты, далеко не все в хороших личных отношенияхс Лидией Михайловной. Но в кабинет к врио директора мы пришли потому, что ситуацияв театре просто нестерпимая. Увольнение режиссера, на чьих спектаклях репертуардержится, это что такое вообще? Сказать, что мы устали от того, что происходит втеатре, – значит ничего не сказать. Мы дошли до точки кипения. Мы пытаемся отменитьрешение об увольнении. Мы уже отчаялись ждать, когда же начальство вспомнит, чтотеатр – это люди.
Руководство театра придерживаетсяпозиции «меньше слов»: на собрание труппы никто из официальных лиц не пришел, вкратком интервью журналистам Александр Красильников сказал, что «никаких оправдательныхдокументов» на двухнедельное отсутствие у Василенко нет. И все.
Конечно, в такой ситуациипротестные акции не смогут послужить выходом из кризиса. Это прекрасно понимаюти Лидия Василенко, которая намерена оспаривать свое увольнение в суде, и актерытеатра молодежи. Но полгода существования в положении «никто и звать никак» породилив театре массу слухов, вплоть до того, что вот-вот начнутся и другие – причем массовые – увольнения, что театр вынудятзакрыться, а здание продадут… Все это в совокупности и «породило» собрание, и вынудилоартистов обратиться в социальные сети и к средствам массовой информации. Впрочем,о том, что в театре крайне неблагополучно обстоят дела, зрители и журналисты догадывалисьуже давно. Остается надеяться, что это полугодовое пике не приведет к крушению самолета,так сказать.
Кстати
Когда материал был уже готов, стало известно, чтос 10 октября в театре молодежи появился новый главный режиссер – Юрий Гончаров.Ему достался коллектив, находящийся в откровенно непростой ситуации. Хочется верить,что Юрий Гончаров сумеет исправить положение и театр молодежи будет жить так, какположено театру – премьерами, репетициями и новыми ролями.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ