Реформа автошкол запнулась на расчетах

Приморские автошколы пытаются узаконить программы, обучать по которым не смогут

14 окт. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3622 от 14 окт. 2014

Органы Госавтоинспеции наконец приоткрыли завесу тайны, спустившуюся на автошколы в связи с вступлением в силу новых программ обучения кандидатов в водители. Как оказалось, сейчас ГИБДД согласует программы, представленные приморскими автошколами. Пока что дела идут не лучшим образом.

Напомним: постановлением правительства от 1 ноября 2013 годаутверждены примерные программы профессиональной подготовки водителейтранспортных средств. С 12 августа текущего года все автошколы должны обучатьпо новым программам, согласованным с ГИБДД.

Таким образом, сейчас идет процесс согласования программы иматериально-технической базы автошкол – законодательством на эти цели отведеновсего лишь месяц.

Как оказалось, большинство образовательных учреждений выполнятьприказ правительства не торопятся, видимо, надеясь на чудо.

– Всего в крае 100 автошкол, из них 34 находятся во Владивостоке,– рассказывает заместитель начальника ГИБДД края Юрий Колесников. – Первыепрограммы поступили уже 14 августа, но сотрудники автошкол даже не потрудилисьпереработать их под себя. Мы не можем их согласовать в таком виде. Такимобразом, из 65 заявлений, направленных в нашадрес, согласованы пока только 10, еще 8 находятся на рассмотрении.

Причем руководители учебныхзаведений сами себе роют яму: ведь именно они устанавливают, сколько людей и закакое время автошкола способна обучить с учетом имеющихся в их распоряжениикабинетов, транспортных средств, инструкторов, преподавателей и т.д. СотрудникиГИБДД выясняют, действительно ли автошкола сможет выполнить заявленныетребования. Оказывается, большинство заявителей физически не смогут реализоватьсвою же программу.

– В ходе проверки расчетоввыясняется, что на одного инструктора приходится по 30 часов работы в сутки, –говорит начальник отделения регистрационно-экзаменационной работы отдела ТН и РЭР ГИБДД края Олег Авраменко. – Либо онизаявляют, что способны обучать по 100 человек в год, а сами и 20 фактически несмогут осилить. Претензий много: у автошкол отсутствуют наглядные пособия,которые нужны, например, для обучения различных категорий. Нет заявленногооборудования, стендов, кинофильмов. Современем, думаем, они все докупят и доведут до ума.

Правоохранители заверили: онисразу объясняют представителям автошкол, какие ошибки были допущены в ужепроработанных программах, чтобы их устранили. Директора учебных заведенийсовместно с сотрудниками ГИБДД разбирают каждую формулу, каждый пункт.

В числе счастливчиков, чьюработу приняли в ГАИ, оказались автошколы «Аник»,«Всероссийское общество автомобилистов», «Интео», «Фаворит» (филиалы Спасск-Дальнийи Уссурийск), «УПК» (Уссурийск) и ДОСААФ (Дальнегорск). Однако даже эти школыне прошли ревизию на наличие учебно-материальной части.

Набирают на свой страх ириск

Пока программы и материально-техническая база толком ни у кого несогласованы, автошколы все равно продолжают обучать кандидатов в водители.

– Запрета на ведение деятельности у автошкол нет, – продолжаетЮрий Колесников, – при условии, что группа была набрана до вступления в силусоответствующего закона, то есть до 12 августа 2014 года. Именно с этогомомента автошколы должны вести обучение по новым, согласованным программам.Если какое-либо учебное заведение набрало группу после 12 августа, но преподает по старым правилам, а потомпопытается вывести людей на экзамены в ГИБДД, эти материалы будут переданы всоответствующие органы для проверки.

Ученики, которые были набраны после вступления в силусоответствующего закона, сдать экзамен не смогут, их просто не будут принимать.Информация о согласовании программ в автошколах доступна на сайте ГИБДД.Кандидаты, которые учатся по несогласованным программам, могут передатьсоответствующую информацию в управление ГИБДД, в прокуратуру, в отдел по защитеправ потребителей.

– Во всех школах должны быть установлены информационные стенды, –подчеркивает Олег Авраменко. – Там должна быть размещена лицензия, в которойуказано, что это именно профессиональное обучение, а не программа подготовкиводителей. Также должны быть представлены рабочая и согласованная программа,акт самообследования. Человек может этот стенд изучить и решить, идти в даннуюавтошколу или поискать другую, более подготовленную.

Сотрудники ГАИ отметили, что замена водительских удостоверений всвязи с истечением срока действия не будет требовать никакой пересдачи.Человеку нужно будет только пройти медкомиссию. Что касается транспорта дляинвалидов, который, как заявлялось ранее, обязаны иметь все автошколы, то здесьтоже даны разъяснения: его обязаны иметь только те автошколы, которые включилиэтот пункт в свои программы.

Автодром преткновения

Основные переживания самих владельцев автошкол, как оказалось, связанывовсе не с согласованием программ – это дело времени. Большие опасения вызывает«автодромная» часть нового закона. И, хотя каждой автошколе не нужен свойавтодром, как заявлялось ранее, требования к обучающей площадке все жеизменились. Так, площадь автодрома должна быть не меньше 24 соток.Представители ГИБДД признают: во Владивостоке таких площадок мало. Хотяавтошколы и могут работать на основании договора с автодромом, на всех желающих«откатать» свои часы автодромов не хватит. Что делать в такой ситуации, ответапредставители ГИБДД не дают. Только пожимают плечами и отмахиваются: мол, комунадо, тот и ночью кататься будет – законом это не запрещено.