Рыбе «дан приказ на запад»

Железная дорога бьет тревогу: в сентябре упали объемы перевозки мороженой рыбы и морепродуктов. В прошлом месяце в рефрижераторные и изотермические вагоны погружено 27,7 тысячи тонн рыбы, что на 22,8 процента ниже показателя за аналогичный период 2013 года.

10 окт. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3621 от 10 окт. 2014

Руководство ДВжд обеспокоеноснижением объемов перевозки тихоокеанской рыбы в центральные регионы России.Специально для тихоокеанских производителей-отправителей и западныхпотребителей-получателей организована перевозка скоропортящихся морепродуктов вускоренных рефрижераторных поездах. «Холодные» составы позволяют доставить грузв западные регионы страны за 10 дней. Но за 9 месяцев текущего года со станцийформирования было отправлено всего 52 ускоренных рефрижераторных поезда. Хотяграфиком движения предусмотрено ежедневное отправление двух ускоренныхрефрижераторов, и с начала 2014 года в европейскую часть страны можно былоотправить более 1,5 миллиона тонн свежемороженых морепродуктов, то естьпотенциал перевозок данного поезда используется только на 6 процентов.

– Проблем свагонами-рефрижераторами для вывоза рыбы сегодня нет. В сентябре и в первые дниоктября грузоотправители подали заявки на перевозку рыбы в объеме 36,3 тысячитонн, а фактически погружено 27,7 тысячи тонн. Основная причина отставаниянаходится вне компетенции ОАО «РЖД», – заявил и.о. начальника Дальневосточноготерриториального центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Лоншаков.

По его словам, во Владивостокена 2 октября имелось в наличии 426 вагонов изотермического подвижного состава,но рыбу не отправляют. И не потому, что это не по карману грузовладельцам,считает Алексей Лоншаков.

– Мнение о том, чтотранспортные расходы занимают львиную долю в конечной цене продукции, ошибочно,– уверяет он. – Исходя из соотношения транспортных затрат при перевозке рыбы ирозничной цены уровень транспортной составляющей – 1,6 – 8,3 процента взависимости от расстояния перевозки.

За комментарием корреспондент «В» обратилсяк президенту Приморской ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья ГеоргиюМартынову.

– Вижу две основные причины в сниженииобъемов перевозки рыбной продукции на запад нынешней осенью. Во-первых, нынешнийгод оказался «неурожайным» на красную рыбу. С 2009 по 2011 год дальневосточные рыбакивылавливали по 550-600 тысяч тонн. Минувшим летом наука говорила о возможности выловавсего 350 тысяч тонн. А на самом деле у побережья Камчатского, Хабаровского и Приморскогокраев, Сахалинской и Магаданской областей вставными неводами поймали чуть более300 тысяч тонн кеты, горбуши, нерки, чавычи, гольца. Видимо, железная дорога подготовилапарк подвижного состава в расчете на более значимые объемы вывоза из Владивостоказамороженной продукции лососевых. Но, как известно, красная путина не задалась– природа подвела. Хотя, конечно, есть желание наших рыбаков заменить дальневосточнымилососями попавших под санкции норвежскую семгу и форель.

Вторая причина кроется в партиях белорыбицы,приготовленных к отправке за Урал. В холодильниках Владивостока имеются хорошиепартии камбалы, терпуга, минтая, наваги. Но эта рыба дешевле лососевых. По отдельнымнаименованиям до 2,5 раза. Соответственно, ее невыгодно отправлять на запад по нынешним(лососевым) расценкам. К концу года стоимость отправки продукции в рефрижераторныхсекциях сократится. Вот тогда и начнется отгрузка белорыбицы.