Как много в этом слове – дача
Как они нас поражают! В утренних и вечерних автобусах и электричках… Со своими бесконечными рюкзаками, букетами, ведрами… Со скучными разговорами про семена, фитофтору и удобрения… Ох уж эти божьи одуванчики – старушки и старички… В чем душа держится – не понять, а все чапают, чапают на свою дачу.
А еще мы очень волнуемся за них. За мам и пап, бабушек и дедушек, когда все лето, весну и осень они – вопреки всем советам врачей – отправляются на дачу. Далась им та дача, ворчим мы и покупаем им телефоны с самым громким звонком – чтобы услышали, когда мы днем звоним и спрашиваем, скрывая тревогу: ну как ты там? Как самочувствие? А они нам про малину, про то, что клубнику надо прополоть, и про то, что у Валентины Павловны ну такие огурцы, ну такие огурцы…
Мы ворчим, волнуемся, смеемся иногда. А они идут на дачу. На свои шесть – или больше – соток. Со старенькими домиками, с колодцами. Идут, даже если не очень хорошо себя чувствуют. Почему?
А потому что они – наши мамы и папы, дедушки и бабушки – сильно отличаются от нас с вами. Правда. Это, наверное, будет так же заметно, когда вырастут наши внуки и будут с недоумением, волнением и раздражением смотреть на наши привычки. Ну, к примеру, мы выросли с осознанием «домашний телефон – благо и необходимость», а у них телефон и связь – в том устройстве, что под рукой. Ну это так, для примера…
Двигаться, трудиться, выращивать свое для себя, вкладывать свой труд в землю, которую не так просто было и получить (в давние-то времена), для наших стариков не просто радость или необходимость. Для них в каком-то смысле это причина жить. На дачах они – как мне кажется, я могу только предполагать – ощущают себя нужными, важными. Кроме того, это ведь ежедневное общение с природой, с землей, это чистый, свежий воздух, это физический труд. Даже медики согласны с тем, что все это несет правильную, положительную энергию. Уж чего-чего, а болезни XXI века – гиподинамии, от которой нам с вами хоть криком кричи, у наших стареньких дачников нет. Да, они устают, да, им тяжело, но заметьте: это та усталость, которая за ночь проходит. А мы с вами вроде гири не таскали, из авто – в офис, из офиса – в авто, а уставшими ложимся и уставшими встаем. Но если… Если, вняв просьбам мамы или бабушки, мы наконец-то приезжаем на дачу… Что-то копаем, что-то пропалываем, носим воду из колодца… Дружно готовим салат из овощей, собранных с грядки, варим дачный суп… Ух, как к вечеру мы устаем! Но какими же бодрыми просыпаемся утром – замечали? Да, наши дачники знают секрет, который нам еще только предстоит открыть.
И пусть они везут с собой тяжелые рюкзаки, ведерные букеты, авоськи с картошкой. Пусть ведут неспешные разговоры про семена и борьбу со слизняками. Дача – это жизнь. В буквальном смысле. Когда они становятся слишком слабы, чтобы ездить на дачу, мы начинаем волноваться сильнее, потому что видим, как же они сдали… Так что пожелаем дачникам хорошо подачничать!
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ