Залей водку машине в глотку!
Футуристический президентмобиль, работающий на алкогольном топливе, собрали во Владивостоке модный российский художник и местные автомеханики
Выставка «Автотранс» открывается сегодня в ЦСИ «Заря». Ключевым ее экспонатом стала уникальная машина с деревянным корпусом, изготовленная в приморской столице на основе Toyota Carina. Однако иномаркой считать ее нельзя: по словам авторов, это чистый продукт отечественного автопрома, так как все в нем создано российскими мастерами – художниками и автомеханиками – начиная от концепции и заканчивая экологическим топливом. В качестве последнего выступает алкоголь, а один из лозунгов выставки гласит: «Залей водку машине в глотку!».
Авто для главы государства.Будущего
Автор этого арт-проекта – всемирно известный московский художникГоша Острецов, создатель самого долгоиграющего (почти 15 лет) проекта всовременном русском искусстве – художественной антиутопии на тему власти «Новоеправительство». В рамках этой антиутопии придуман и владивостокский концепт-кар«Президентмобиль».
Машина создана для президента выдуманного государства. По замыслуавтора лицо водителя будет закрыто маской, чтобы было трудно определить,приехал глава государства лично или нет.В мире, где функционирует придуманное Острецовым «Новое правительство», есть пятьпрезидентов – по числу входящих в альянс континентов, и маска помогает имсохранять анонимность. Таким образом, гражданам трудно предъявлять претензии кконкретному человеку, а самому этому человеку проще затеряться после работы втолпе.
Несмотря на кажущуюся наивность концепции, Гоша уверен, чтомногие ее положения оказались пророческими.
– Я считаю, что в наш компьютерный век привязка копределенному лицу – атавизм, – объясняет художник. – В «Новом правительстве»надевают маски для того, чтобы граждане не могли судить о человеке, управляющемвсеми, по его финансовому состоянию и расовым признакам. Сегодня мы видим, чтопрезидента судят по лицу, а сам президент, например, своих подчиненных в лицоне знает. Во многом поэтому сейчас вводится электронное правительство, чтобыобезличить отношения народа с властью.
Техника на грани фантастики
На создание автомобиля укоманды Острецова ушло более трех месяцев. За основу взяли двигатель и остов Toyota Carina, все остальное придумали сами.
Объем работы проделаннемалый: из четырехместного автомобиля сделали одноместный, перенеся в центрподвески руль и усилив его. Также во время подгонки к кузову пришлось срезатьамортизаторы, а потом на их место поставить резиновую замену. На панелиуправления предусмотрена всего одна шкала – нагрева двигателя, как наиболееважная для водителя. Остальные датчики, по мысли художника, будут отвлекатьзрителей от основной идеи проекта.
Корпус из пластика обложилиплиткой из дуба, что подчеркивает, по мнению художника, богатое убранствомашины, ведь дуб считается благородным материалом. Краски на дереве нет, а вотплитка крепится к корпусу специальным составом, в ультрафиолетовых лучахгорящим таинственным зеленым огнем. Последнее вкупе с шестиугольной формойдубовых пластин и придает автомобилю футуристичность.
Плавная форма корпусапродиктована личными предпочтениями Острецова – в своих работах онпридерживается ретрофутуризма. Поэтому своими изгибами президентмобильнапоминает творения инженерной мысли первой половины XX века. Нос его сделан в форме ракетного колпака сотверстиями для циркуляции воздуха. Президентмобиль весит 800 кг и способенразгоняться до 80 километров.
Презентация этого чудатехники прошла на дорогах Владивостока 28 сентября. Все соответствующиедокументы были согласованы в полиции, и машина проехала от мастерской наЧуркине, где создавалась, через Золотой мост до «Зари», сделав остановку длязрителей на верхней площадке фуникулера.
Дело рук приморскогопроизводителя
Все технологические поиски, которые пришлось провести мастерам,составляют главную идею арт-проекта. Дело в том, что, когда представителицентра современного искусства «Заря» и московский художник задумывалисовместный проект, непременным условием было осуществление его во Владивостокес привлечением местных специалистов. Тогда Острецов обратил внимание на обилиеавтомобилей в нашем городе. Основным видом заработка для многих горожан,считает художник, была переделка японских авто с последующей продажей его навнутренний рынок страны. Своим же проектом по созданию президентмобиля ГошаОстрецов, во-первых, дал работу местным мастерам автомобильного дела, а во-вторых,таким образом он символически показал им, что придумывать что-то новое в своейобласти не менее интересно, чем переделывать старое.
Художник отмечает судьбоносную особенность своего проекта:буквально в то же время, когда было решено создавать автомобиль для президентавыдуманного государства, в России вышел закон об обязательном передвижениикрупных чиновников на отечественных автомобилях. Первый такой автомобиль,уверен художник, и был построен во Владивостоке.
Экспозиция «Автотранс» продлится в ЦСИ «Заря» до 30 ноября.
Досье «В»
Георгий (Гоша) Острецов – один из самых востребованных, в том числе в миреискусства, российских художников. Его полотна находятся в экспозицияхТретьяковской галереи, Русского музея и солидных частных собраний. РаботыОстрецова выставляются в Московском музее современного искусства, галерее МаратаГельмана и на других престижных выставочных площадках Москвы, Парижа, Лондона,Нью-Йорка. Он работал с известными иностранными деятелями искусства: модельеромЖаном-Полем Готье и режиссером Люком Бессоном (маски для его культового фильма«Такси» изготовил именно Острецов).
Художник создает не только картины, но и перформансы иинсталляции, поэтому его часто характеризуют терминами «эпатажный»,«радикальный», «актуальный».
Автор: Антон ВАЛЬТОН