IT-технологии на школьных этажах

Владивостокские школы модернизируются по последнему слову технического прогресса, а талантливые педагоги и ученики прославляют город на всю страну

1 окт. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3615 от 1 окт. 2014

Оглянутьсяне успели, а сентябрь уже завершился. Казалось,совсем недавно звенели первые школьные звонки и взволнованные первоклашки шли насвой первый урок. И вот уже совсем близко один из самых благородных и уважаемыхв России праздников – День учителя. Как встречают его школы города, с какими успехами,какие планы у городской системы образования на новый учебный год? Об этом наш разговор с Ларисой Карпачевой, начальникомуправления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока.

Мест и заботы хватит всемдетям

– В этом году, – рассказывает Лариса Владимировна, – за партывладивостокских школ село на тысячу школьников больше, чем в прошлом, – около47 тысяч учеников. Возросло и количество первоклассников. В школу пошли дети,рожденные в то время, когда государство наше всерьез занялось вопросами подъемарождаемости. На следующий год мы прогнозируем, что первоклашек станет на 600человек больше.

– Готовы ли школы принять такое количество детей?

– Конечно. В этом году, например, в Снеговой Пади открылось попять-шесть первых классов. И даже в тех школах, где в иные годы мы не моглинабрать даже один первый класс, в этом году полный набор первоклашек. Это оченьрадостно. В целом же в школах по два-три первых класса.

Учащиеся средних школ Владивостока обеспечены учебниками на 81процент. Ученики первых – пятых классов – на 100 процентов, что касается другихпараллелей – немного меньше. Частично это связано с тем, что со следующего годавступает в силу федеральный образовательный стандарт основного образования инам придется закупать учебники, перечень которых утвердит Минобразования вмарте 2015 года. Кроме того, деньги на закупку учебников поступают в видесубвенций из администрации края, сегодня это внушительные суммы – от 1131 рубляна ученика и выше, но даже таких средств не хватает, чтобы в полной мерезакупить все учебники.

Все ученики начальной школы получают горячее питание раз в день.Что касается средних и старших классов, то дети из малообеспеченных семей, семей,находящихся в трудной жизненной ситуации, опекаемые дети получают горячий обедза счет городского бюджета. Глава города Игорь Пушкарев на протяжении многихлет настаивает на финансировании этой программы.

Современная школа – с электроннымидевайсами

– Сегодня родители, отправляя ребенка учиться, интересуются,насколько модернизирована школа, есть ли там интерактивные доски, компьютерныеи специальные классы и так далее…

– Все родители желают своимдетям только самого лучшего. Сегодня школы нашего города дают возможностьвыбрать именно то, чего хотят родители. Желаете дать ребенку образование сгуманитарным уклоном? Есть такие школы. Техническое? Тоже есть. Желаетеуглубленное изучение каких-тодисциплин? Это тоже не проблема.

Нашим управлением при полнойподдержке администрации Владивостока в течение последних лет проведена большаяработа по модернизации школ города. В рамках программы развития образования воВладивостоке мы закупаем компьютерные классы, ноутбуки, интерактивные доски.Сегодня во всех школах имеются интерактивные доски, дополнительно в этом годумы закупили еще 50 досок.

Также были приобретены новая мебель для учебныхклассов и технологическое оборудование для школьных столовых.

Отдельно хочу сказать, чтоименно в этом году было закуплено множество новой мебели для детских садов:детсадовцев стало на две тысячи больше за счет укрупнения групп, открытия новыхдетсадов, а значит, им нужны были спальные места, игровые и так далее. Приподдержке администрации города и по личному поручению главы Владивостока мызакупили мебели на 9 миллионов рублей, в том числе кровати, столы, стульчики,игровые зоны. Замечу, что все это современная, ростовая мебель.

впервые были выделены субвенции на ученическиерасходы в детских садах – 600 рублей на каждого воспитанника. На этиденьги также приобреталось оборудование, спортивное и учебно-методическое,игровые комплексы. Это очень важно, ведь вскоре нам предстоит переход на федеральный стандарт дошкольного образования, и без создания материально-технической базыэто будет невозможно.

хочу отметить, что в нынешнем году проводилсябольшой ремонт школ, установлены ограждения по периметру территории многихучебных заведений, ведется целенаправленная работа по установкевидеонаблюдения. В прошлом году оно было установлено во всех школах города,теперь мы приступили к монтажу систем в детских садах, и уже в десяти садахустановлены камеры видеонаблюдения.

Продолжается работа по ремонту кровель, фасадов, а главное – позамене старых деревянных окон на пластиковые. В дошкольных образовательныхучреждениях эта программа рассчитана на три года. в будущем году останется заменить окна в 20 детских садах,после чего мы приступим к школам. Эти мероприятия осуществляются в рамках муниципальной программы «Развитие образования города Владивостока» на2014 – 2018 годы.

Также в рамках этой программы мы закупаем современные классыфизики, химии и биологии, которые позволяют детям проводить эксперименты,положенные по учебной программе. Мы проанализировали, как эти классы влияют накачество сдачи ЕГЭ, и, должна сказать, положительныерезультаты налицо.

Впервые в этом году мызакупаем для школьников девайсы.

Готовк спортивным достижениям!

– Как обстоят дела с обеспечением школспортивными залами, спортинвентарем?

– Сегодня в школы приходит нетак много детей с первой группой здоровья, но еще два года назад у нас былочень большой процент учеников с третьей группой, то есть имеющих серьезныезаболевания ЖКТ, опорно-двигательной системы.

Занятия спортом для такихребят, можно сказать, жизненно необходимы.

На протяжении многих лет врамках программы «Спортивный Владивосток» в школах строились стадионы,спортивные площадки. Эта программа реализуется и в нынешнем году: вскоре мыоткрываем большой стадион у школы № 59, затем приступим к строительствустадионов для школ № 77, 58, лицея № 41, строительству спортивного зала в школе№ 6.

Конечно, мы должны быть готовык введению норм ГТО и всячески помогать детям развиваться не только умственно,но и физически полноценно. Поэтому закупаем ежегодно на миллион рублейспортинвентарь: мячи, скакалки, другие спортивные снаряды. Введен во всехшколах третий час физкультуры, в некоторых школах это плавание, зимой – коньки,лыжи. Замечу, что мы провели большой ремонт спортивных залов, во многих из нихвосстановили душевые, чтобы дети после занятий спортом могли пойти на другиеуроки освежившимися.

Должна сказать, что реализация программы «Спортивный Владивосток»приносит положительные плоды.

Городпривлекает молодежь в педагоги

– Немаловажный вопрос – кадры. Как в школах Владивостокаобстоят дела с молодыми учителями?

– По законам современного менеджмента в коллективе должно быть 60процентов опытных специалистов и 40процентов молодых специалистов. Но долгое время этот баланс в школах былнарушен. Причин тому немало, они сформировались еще в 90-е годы из-за низкойзаработной платы и невысокого престижа профессии педагога.

Первые шаги к решению этой проблемы были сделаны в 2008 году,когда начала работать программа привлечения молодых специалистов в образование.И нам многое удалось изменить к лучшему.

Что предусматривается в программе? Материальное единовременноевознаграждение молодому специалисту, который после вуза приходит работать вшколу города, доплата к заработной платев течение трех лет, предоставление общежития.

Наше общежитие находится на улице Нестерова, 5, оно вполнесовременное и оборудовано всем необходимым для жизни – от хороших стиральныхмашин до душевых, от холодильников до хорошего телевизора в комнате отдыха.

К сожалению, именно молодые специалисты не слишком хотят жить вобщежитии, поэтому с некоторых пор мы стали предоставлять места в нем всемработникам системы образования в городе – техперсоналу, например.

Замечу, что большинство молодых учителей, которые пришли в школыс 2008 года, продолжают у нас работать. Это более 400 человек.

Еще очень важной частью работы я считаю проведение конкурса«Молодой специалист года». Этот конкурс показал, что среди молодых есть оченьталантливые, заинтересованные педагоги. Последние два года в нем принимаютучастие такие прекрасные учителя, которые потом на всероссийскихпрофессиональных конкурсах побеждают!Это так приятно, так радостно! И сегодня многим молодым учителям мы предложилизанять места в администрации образовательных учреждений.

Да, у нас по-прежнему сохраняется дефицит кадров, особенно вначальной школе. Раньше во Владивостоке сразу два училища готовили учителейначальных классов, сегодня не осталось ни одного. Да, в Уссурийске ДВФУ готовиттаких педагогов, но после выпуска они предпочитают уезжать в свои родные городаи села, очень немногие приходят в школы Владивостока. Есть дефицит учителейфизкультуры по тем же причинам. Но мы надеемся решить и эту проблему.

Сегодня средняя нагрузка педагога во Владивостоке составляет 23-­24часа, это вполне разумное количество часов, которое позволяет и к урокамполноценно готовиться, и заниматься самообразованием, и читать новуюлитературу, общаться с коллегами, отдыхать.

Украинскимребятам учиться будет легко

– В этом году в школы города пошли дети беженцев с Украины…

– Да, это факт. Несколькомалышей пошли в детские сады, но в основном вместе с родителями к нам приехалидети школьного возраста. И за парты владивостокских школ сели 87 ребят –беженцев с Украины. Причем замечу, что приняли их самые разные школы города.Больше всего, конечно, школа № 5, на острове Русском, куда ребят возит автобускаждый день. Несколько человек учатся в школах № 51, 57, 64, словом, в разныхрайонах города.

Все дети обеспечены учебниками, бесплатным горячим питанием, астаршеклассников мы обеспечили и формой.

Среди этих 87 ребят есть несколько человек, которым весной 2015года надо будет проходить итоговую аттестацию, – ученики 9-х и 11-х классов.Специально для них мы организовали индивидуальные занятия, чтобы ребята освоилипрограмму и смогли достойно сдать ЕГЭ.

– Программы обучения в России и на Украине сильноразличаются. неужели эти ребятане испытывают трудностей, допустим, с историей, литературой?

– Такие трудности, конечно, есть. Накануне начала учебного годамы этот вопрос обсуждали с педагогами и готовы оказать всяческое содействие попереподготовке детей с Украины, чтобы облегчить им процесс перехода на другиепрограммы. Конечно, все дети русскоязычные, говорят на русском языке, ибольшинство из них посещали русские школы. Однако и в русских школах обучениешло по программам украинским, и наполнение таких предметов, как история,обществознание, резко отличается от нашего. Отличалось и количество часов,отпущенных на русскую литературу, – это было вскользь и только несколькопроизведений входило в программу.

Но все не так страшно. Я сама беседовала с ребятами и могусказать: несмотря на такую программу, они знают намного больше, читали кудабольше русской классики, чем им задавали, они в курсе основных историческихсобытий. Конечно, им придется много работать, но, думаю, все будет хорошо. Мыпоможем – и специалисты управления, и педагоги. К примеру, курс математики тожеотличается от нашего, и, чтобы помочь ученикам справиться с этими различиями, мы создаем мобильные группы на базе одной изшкол города, в них ребята смогут дополнительно заниматься с педагогом.

Фестиваль,который радует

– Какие конкурсы, конференции,образовательные фестивали пройдут во Владивостоке в этом учебном году?

– Сразу же хочу сказать онаучно-практических конференциях учащихся по самым разным дисциплинам. На нихдети учатся выступать публично, учатся изучать всесторонне ту или инуюпроблему, составлять о ней свое мнениеи правильно его излагать – так, чтобы заинтересовать других участников. Замечу,что в 2014 году значительно увеличилосьчисло участников таких конференцийсреди школьников города. По итогам каждой конференции мы издаем сборник тезисови интересных докладов. И я уже не раз слышала и от детей, и от их родителей,как приятно держать в руках такой сборник, видеть там свою фамилию.

Что касается педагогов, то мытрадиционно проведем и конкурс молодого специалиста, и образовательныйфестиваль. Он очень нравится учителям, воспитателям, потому что он даетвозможность показать школу, детский сад во всей красе и по множествунаправлений, показать, какие в школе или саду отличные специалисты,поучаствовать в мастер-классах, рассказать о своих планах и достижениях. У насочень много талантливых педагогов, и с каждым годом на фестивале я открываю длясебя новых интересных учителей.

– Продолжится ли традиция вручениястипендий главы Владивостока одаренным детям?

– Разумеется. Хочу сказать, чтоя знакома с ребятами, которые уже стали студентами, но при встрече всегда говорят,каким ярким воспоминанием для них остается получение такой стипендии. Ониговорят, что это был огромный стимул учиться еще лучше, трудиться активнее,участвовать в олимпиадах предметных, причем всероссийского уровня, разныхконкурсах, стремиться к успеху. Это очень важно.

Показательно, что к участию вовсероссийских конкурсах стали серьезнее относиться и педагоги города. В прошломгоду директор школы № 28 стала победителем национального конкурса «Директоргода», в этом году по ее стопам пошли еще два директора – школ № 6 и № 44. Онистали лауреатами и прошли во второйэтап. Пожелаем им удачи!

– Я знаю, что успехи в развитии системы образования воВладивостоке отмечаются и на федеральном уровне. Это так?

– Да. На днях в ходе пресс-конференциис участием вице-премьера Ольги Голодец были названы школы страны, вошедшие втоп­-500. Отрадно, что в этом списке есть две владивостокские школы: Техническийлицей и гимназия № 1. Нам очень приятно, это просто подарок всем учителямВладивостока.

Еще одна приятная новость. Набазе школы № 80 мы совместно с компанией Samsung открыли IT-школу. Это непервый наш совместный опыт работы с компанией.

Подобные школы,предоставляющие возможность полнее и глубже изучить IT-технологии,программирование в рамках дополнительного образования, организованы только в 20 городах России, инам очень приятно, что Владивостоквошел в их число.

В этом году мы стали первымина Дальнем Востоке, кто открыл такую школу. Учебную программу для школыпомогали разрабатывать специалисты МФТИ.

Пройти обучение в такой школесмогут ученики не только 80-­й школы, но и всех школ Владивостока.Продолжительность курса – один год. Корейская сторона предоставила современноеоборудование, а мы отремонтировали кабинет и провели локальную сеть.

– Ваши пожелания коллегам в связи спредстоящим праздником – Днем учителя?

– Это чудесный праздник. Людивсегда с благодарностью вспоминают своих любимых педагогов, первых учителей,тех, кто научил их писать, читать, мыслить, быть гражданином нашей страны.

Я с глубоким уважениемотношусь ко всем своим коллегам. Уважаемые друзья! Желаю терпения, блеска вглазах, успехов в нашем благородном и уважаемом деле. Здоровья нам всем,благополучия в семьях, замечательных учеников. С праздником!