Владивосток – Куритиба. История продолжается

Выставка «Дневник с продолжением. Бразильская история», что открылась в доме-музее семьи Сухановых, возвращает посетителей к истории Наденьки Борисовой, театралки и мечтательницы, что жила во Владивостоке в смутные времена революции и интервенции, и после них…

25 сент. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3612 (144) от 25 сент. 2014

Напомним, что дневник Наденьки, ставшей и женой, и мамой, ипрабабушкой, принесла в дом-музей семьиСухановых ее правнучка Александра Чегодаева. Так и сложилась история выставки«Дневник прабабушки», ставшей одной из самых интересных и посещаемых в историидома-музея.

А затем… Случилось самоенастоящее чудо.

В семье Борисовых было трисестры: помимо Нади еще Галина и Зинаида. Зинаида, учась в институте, вполитехническом, влюбилась в своего однокурсника Владимира Боргеста и вышла занего замуж. У Владимира и Зинаиды родилось трое детей – Галина, Володя(оказывается, в семье Боргест было принято называть сыновей только так) иИрина. В 1938 году Владимира Боргеста арестовали – и происхождение, и фамилиябыли тому причиной. Он провел год в тюрьме, но потом был отпущен, правда, счетким приказом покинуть территорию Владивостока.

Зинаида и Владимир уехаливместе с детьми. И много лет Наденька Борисова, ее мать Ольга Александровна неимели никаких известий от Зинаиды и ее мужа и считали, что семья Боргест канулав лихолетье…

Но в 1995 году во Владивостокприехал Андре Боргест-Капелянский. Молодой человек, держа в руках карту,нарисованную ему бабушкой – Зинаидой Боргест-Капелянской, дошел до дома, где в1938 году жили ее мать и сестры. Он нашел дом! Но, конечно, там жили уже совсем другие люди. Собственно, Андре былготов к такому повороту – его бабушка Зинаида была уверена, что ее мама исестры Надя и Галина погибли во время репрессий вместе с семьями.

– Вот тут и начинаются чудеса,– говорит Жанна Славинская, методист дома-музея семьи Сухановых. – Те люди, вчей дом постучался Андре, оказались душевными и отзывчивыми. Они принялиисторию близко к сердцу… И нашли адрес семьи Наденьки Борисовой. Так, спустяпочти 60 лет две ветви одной семьиузнали, что их родные живы и здоровы. Оказалось, что Зинаида и Владимир Боргествместе с детьми сначала осели под Тулой, потом, во время войны, многостранствовали и в итоге поселились в Польше. После окончания войны уехали вГерманию, а уже оттуда – в 1947 году – эмигрировали в Бразилию. И сегодня вКуритибе, небольшом бразильском городке, живет целый клан Боргестов – 120человек, огромная семья! С тех пор родственники поддерживают связь – черезИнтернет, электронную почту.

Все это нам рассказалиАлександра Чегодаева и ее мама, когда вкратце описывали историю семьи. Ужетогда меня зацепила фамилия Боргест, я подумала: неужели этот человек имеетотношение к знаменитой аптеке Боргеста, что стояла во Владивостоке наперекрестке Светланской и Алеутской и была снесена только в середине прошлого века?Но Александра, ее мама и бабушка ничего не могли сказать по этому поводу.

И только когда открыласьвыставка «Дневник прабабушки» и правнучка Наденьки Борисовой рассказала о нейсвоим бразильским родственникам, выяснилось, что глава семьи Боргест – Владимир– тоже вел дневник. И что он действительно сын основателя знаменитой аптекиБоргеста.

– К нам буквально посыпалисьписьма и документы, – говорит ЖаннаСлавинская, – как в электронном виде,так и оригиналы. Боргесты из Бразилии, как и потомки Наденьки Борисовой,оказывается, хранили все, что касалось истории их семьи, – документы, письма,памятные вещи и знаки. Сохранился даже билет на пароход, на котором семья плылав Бразилию.

Этот дневник, письма ивоспоминания Ирины Боргест-Капелянской, а также уникальные фотографии, которыев дар музею передала семья «бразильских владивостокцев», и стали основойвыставки. Здесь – весь дневник Владимира Боргеста. В нем мало говорится оВладивостоке, но много – о времени с 1938-го по 1947 год, о людях, которыхприходилось встречать, о том, как мужчине, главе семьи, приходилось приниматьсерьезные решения, чтобы спасти жену, детей.

– В дар дому-музею, – говоритЖанна Славинская, – Боргесты передали несколько уникальных снимков. Среди них –интерьер аптеки Боргеста. Такого снимка нет даже в архиве нашего головногомузея имени Арсеньева! Разумеется, было передано множество фотографий Зинаиды иВладимира Боргест, их детей с семьями, с внуками и правнуками. Удивительно, какповернулась история: Ирина Боргест вышла замуж за поляка, Володя женился наяпонке. Как причудливо закручивается судьба!

Именно эта мысль – онеожиданных поворотах людских судеб – и стала основным посылом выставки. Есливы придете в дом-музей семьи Сухановых, то вы сможете убедиться в том, чтореальность интереснее и неожиданнеелюбой выдумки, что ни один сценарист даже самого закрученного сериала никогдане придумает того, на что бывает способна жизнь. И что обязательно нужнохранить память о своих предках.

– К началу выставки, – говоритЖанна Славинская, – мы издали в отдельной книге дневники Наденьки Борисовой и кним присоединили страницы из дневника Владимира Боргеста. Впереди у нас ещемного исследовательской работы, которая, как мне кажется, откроет не однустраницу из жизни этой семьи. Из жизни Владивостока.

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ