Интернет-коммерция – только для продвинутых коммерсантов
Что ожидает виртуальную торговлю в ближайшем будущем?
Российской интернет-торговле прочат большое будущее. Ее масштаб президент России Владимир Путин оценил в 8,5 проц. ВВП страны. Однако крупнейшие онлайн-ретейлеры терпят убытки. Парадоксальность ситуации комментируют эксперты приморского рынка.
Где-то получают, где-тотеряют
Российские покупатели ударными темпами осваивают виртуальныеприлавки. Согласно исследованиям консалтинговой компании PwC, уже сейчас 43проц. соотечественников ежемесячно совершают покупки в Интернете. В 2012 годуонлайн-шопингом со смартфонов занимались 28 проц. респондентов, а год спустяэтот показатель вырос до 41 проц.
В то же время российский интернет-магазин Ozon в 2013 годусработал в минус — убыток составил 619,7 млн рублей, сообщает «Российскаягазета». Также в числе убыточных компаний оказались такие крупные магазины, какСотмаркет, Enter.ru, KupiVIP. Подобная ситуация и у зарубежных ретейлеров.Amazon.com Inc. отметил чистый убыток во втором квартале 2014 года в 126 млндолларов.
Интернет-торговлю поделилина магазины
Однако эксперты не видят в убытках виртуальных магазинов сниженияпокупательского интереса к ним. Наоборот, бизнес в Интернете сулит большиедоходы и сюда хлынул поток коммерсантов. В итоге онлайн-торговля сталавысококонкурентным рынком, потому и риски дельцов многократно возросли.
– Упадка на рынке онлайн-продаж я не вижу, – считает техническийдиректор компании «Сайтэкс» Александр Нуриахметов, – можно даже отметить некийрост. Заметил, что терпят убытки крупные компании. Возможно, они недооценилистремительное развитие интернет-торговли – у родоначальников этого бизнесапоявилось много конкурентов, но «монстры» не спешат менять стратегиюуправления. Раньше, когда глобальная Сеть только развивалась, магазинов быломало. Кроме Озона, через который люди заказывали вещи, крупных игроковпрактически не было. Сейчас онлайн-магазинов великое множество, и частослучается, что цена у мелкого онлайн-продавца на определенный товар значительнониже, чем у крупного.
Специалисты мебельного бизнеса также уверяют: все дело вконкуренции. В компании, которая занимается продажей мебели, заявили: большаячасть их товара продается через виртуальную сеть.
– Рынок интернет-торговли чувствует себя замечательно, он растети будет расти, – объясняет руководитель отдела маркетинга и рекламы мебельногодома Мария Минцева. – Интернет позволяет покупателям экономить время исредства. Даже несмотря на то, что мебель – товар тактильного выбора, то есть вещь, которую перед покупкой нужнопощупать, чтобы оценить качество обивки, фурнитуры, люди не боятся заказывать ее через Сеть.Убыточность крупных компаний, на мой взгляд, связана с тем, что людипредпочитают заказывать вещи в специализированных магазинах. Не будете же выпокупать в магазине электроники сноуборд? Вы, скорее, обратите внимание наинтернет-магазин спортивного снаряжения, где компетентный специалист даст вамграмотную консультацию.
Автобизнес оккупировал Сеть
Главный минус в виртуальной торговле – большая вероятностьнарваться на фирмы-пустышки, которые работают через социальные сети. Мошенникитребуют 100-процентнойпредоплаты и не доставляют товар. Однако, несмотря на это, виртуальные магазинынабирают популярность с каждым годом. Ситуация на виртуальном рынке Приморьятакова: больше всего магазинов, которые задействованы в автомобильнойиндустрии. На втором месте идут сайты, связанные с логистикой, доставкойпромтоваров. Далее по популярности доставка еды, такси и др.
Кстати, виртуальный рынок на Дальнем Востоке отличается отзападного. Он дает больше возможностей покупателям, но усложняет жизньпродавцам.
– У нас есть крупный ресурс, который позволяет приморцамобъединиться и оптом скупать партии товаров у производителей, – «Совместная покупка».Кроме того, здесь обосновался ресурс «Таобао», позволяющий покупать товарынапрямую в китайских магазинах. С ним небольшим интернет-магазинам труднотягаться, нужно быть очень продвинутым коммерсантом, чтобы удержаться на этомрынке, – считает индивидуальный предприниматель Людмила Сапрыкина.
Онлайн-провал: обречен каждый пятый
По статистике, каждый пятый создаваемый интернет-магазин ужечерез год не функционирует. Два из нихмогут находиться в полуактивном состоянии. Остальные два активно развиваются.Еженедельно во Владивостоке создается два-три новых сайта.
В среднем за создание интернет-магазина программисты запросят 9-30 тысяч рублей. В услуги входитрегистрация названия сайта, услуги хостинга (предоставление площадки ввиртуальном пространстве для размещения сайта), система управления ресурсом.Стоимость возрастает с выполнением дополнительных работ – разработки логотипа,фирменного стиля, интеграции сайта с системами автоматизации. В редких случаяхцена создания магазина может вырасти до 100 тысяч рублей.
Однако, даже заплатив кругленькую сумму, владельцу бизнеса нужнобыть начеку: допустив некоторые погрешности, человек может получитьнекачественный продукт.
Так, название сайта – домен – должен быть юридически за кем-тозакреплен. Компания, которая взяла заказ на создание магазина, можетзарегистрировать домен на себя. Тогда заказчик – предприниматель – не будетиметь никаких прав на этот интернет-ресурс.
Вторая проблема – у интернет-магазина должна быть отлаженнаясистема управления. То есть необходим такой набор программного обеспечения,который позволит обычному человеку загрузить в свой виртуальный магазин текст,фото товара, поменять цену. Порой у магазина вообще нет системы управления ивладельцу приходится вносить изменения через программистов, что неудобно ивместе с тем очень накладно.
Есть и другие обязательные условия, при невыполнении которых сайтбудет непопулярным либо вовсе не будет работать. Те же, кто давно и прочнозанял свою нишу, уверены: вторая половина 2014 года станет тяжелым для рынкаинтернет-ретейла, прогнозируется снижение объема предновогодних продаж, а такжедругие неприятные последствия санкций.
Интересно, что аналитики уточняют: все эти неприятности в меньшейстепени коснутся интернет-торговли на Дальнем Востоке. Что же, поживем –увидим.
Автор: Катерина МАТВЕЕВА