Чтобы не сбежала последняя электричка
Все убытки ОАО «Экспресс Приморья» будут оплачиваться из краевой казны
Со следующего года компания «Экспресс Приморья», осуществляющая пригородные пассажирские железнодорожные перевозки, планирует уйти от убытков за счет их стопроцентного субсидирования из бюджета края. Сейчас край компенсирует половину. В то же время у представителей власти Приморья возникли вопросы к тому, как эти убытки формируются.
Непростая ситуациярассматривалась на очередном заседании бюджетного комитета Законодательногособрания. Непростая еще и потому, что пригородное сообщение – деликатная тема,при обращении с которой власть ступает по тонкому льду общественногоспокойствия, грозя провалиться в полынью недовольства и критики. Отмена электричекбольно сказывается на социальном комфорте граждан. И рикошетом – на репутациивласти.
С другой стороны,приходится мириться с экономической политикой ОАО «РЖД». Приморская компанияявляется для него дочерней. Позицию российской железной дороги озвучил ГеннадийНестерук, заместитель начальника по экономике и финансам Дальневосточнойжелезной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги».
– Нашапервоочередная задача – это безубыточная деятельность, – вполне ясносформулировал он.
Откуда тарифы?
О механизмесубсидирования пригородных железнодорожных пассажирских перевозок в регионерассказал Владимир Решетников, временно исполняющий обязанности директорадепартамента промышленности и транспорта Приморского края.
Так, убыткикомпании, то есть недополученные доходы, следуют из разницы экономическиобоснованного тарифа и тарифа для населения. Оба тарифа устанавливаетпрофильный департамент Приморского края. В первом учитываются затраты на оплатутруда, а также затраты по заключенным договорам с ОАО «РЖД» согласно договоруаренды подвижного состава и объема вагоно-километровой работы. Второй имеетсоциальную направленность, уменьшает цену билета для граждан. В настоящее времяон установлен в размере 16 рублей за 10 пассажиро-километров за одну поездку.Недополученная прибыль возвращается компании в качестве субсидии.
В конце прошлогогода было принято постановление, в котором экономически обоснованный тарифсоставил 18,34 рубля за 10 пассажиро-километров за одну поездку. В связи с этимсубсидия была представлена в размере 90 миллионов рублей. Но в течение текущегогода этот тариф дважды пересматривался. Со значительным повышением. Сначалапрофильный департамент принял экономически обоснованный тариф – 21,8 рубля(компенсация недополученных доходов составила 122 миллиона рублей). В настоящееже время действует новый экономически обоснованный тариф в размере 28,25 рубля.Компенсация возросла до 182 миллионов рублей.
– Данная сумма – этоустоявшийся компромисс, – отметил Василий Усольцев, первый вице-губернатор Приморскогокрая. – Сегодня мы закрываем основные потребности населения в пригородномсообщении. Администрация края является частичным собственником ОАО «ЭкспрессПриморье» (владеет 49 процентами акций, 51 процент – у ОАО «РЖД». – Прим.авт.). За 2014 год мы планируем «заработать» 359 миллионов рублей убытка.Половину убытков взяла на себя железная дорога, вторую половину – администрациякрая. Из бюджета компенсировали 182 миллиона рублей. То есть практически напроцент собственности этой компании. Если компенсировать меньше, то сократитсяи объем перевозок. Последствия всем понятны, мы это уже проходили.
Как заплатим, так ипоедем
Расчеты показывают:чтобы сохранить оптимальное количество перевозок в следующем году, необходимобудет компенсировать уже 388 миллионов рублей. Причем для компании-перевозчикасводить дебет с кредитом придется уже полностью региональному бюджету.
– Наши коллеги изРЖД вышли с предложением, из которого следует, что они не согласныкомпенсировать ни рубля, – отметил Василий Усольцев. – Это не их прихоть. Надоготовиться к тому, что в конце 2014 года нас ждет серьезный разговор.
– Перед ОАО «РЖД»поставлена задача безубыточности, – сказал Геннадий Нестерук. – Естьраспоряжение правительства о полной компенсации услуг по пригородным перевозкам.Соответственно, заказ следующего года будет иметь такой вид: какая суммазаложена в бюджет, таков будет и объем пассажирских перевозок.
Сегодня подобныймеханизм действует в Хабаровском крае. На Сахалине компенсируются 90 процентовубытков железной дороги. В Приморском крае и Еврейской автономной области –пока 50 процентов.
Помимо этого, ОАО«РЖД» утверждает, что более одного миллиарда рублей администрация края должнакомпании за те годы, когда перевозки не субсидировались.
Странная история
Парламентариипопробовали найти выход из сложившейся ситуации. Председатель Законодательногособрания Виктор Горчаков отметил, что ранее у краевой власти имелись планы попривлечению альтернативного перевозчика. Однако, как заметил первый вице-губернатор,альтернативные составы есть, только вот путей и депо для них нет.
– Если говорить проэкономическую выгоду, то тут вопрос спорный, – заметил он. – Скорее всего,будем попадать на похожие цифры. Ведь перевозки – это не только составы, но ипути, и депо, и обслуживание.
– Но ведь железнаядорога принадлежит государству? Странная история, – заключил спикер парламента.
Историядействительно странная.
– У администрациикрая есть вопросы к компании по схеме формирования убытков, – подчеркнулВасилий Усольцев. – По нашему мнению, они формируются непрозрачно. Естьпонятные статьи расходов, а есть непонятные. С этим надо работать.
К этому мнениюприсоединились и аудиторы.
– Мы проводилипроверку субсидирования пригородного сообщения, – рассказал Дмитрий Виноградов,председатель Контрольно-счетной палаты Приморского края. – Если говорить прямо,то основная проблема общеизвестна. Дело в том, что ОАО «РЖД» выставляетарендную плату в одностороннем порядке. На наш взгляд, она просто несоразмерна.Отсюда не получается совместной деятельности.
Сейчас ОАО «ЭкспрессПриморья», контрольный пакет акций которого принадлежит ОАО «РЖД», арендует унего же поезда. Избавиться от этой статьи расходов, конечно, можно. Толькопостоянно выскакивают тревожные «но».
– От ОАО «РЖД»поступило предложение о докапитализации компании «Экспресс Приморья», – сообщилВасилий Усольцев. – Администрации края предложено дофинансировать свою долю вразмере 1,5 миллиарда рублей. Тогда удастся уйти от арендной платы.
Однако, по егословам, трудно представить эффективность подобной меры. Так, РЖД представляет вкачестве уставного взноса подвижной состав. Причем сумма его рассчитывается непо остаточной стоимости, а, по сути, рыночной.
Более того, какрассказал генеральный директор ОАО «Экспресс Приморья» Сергей Кузнецов, до 2023года около 60 процентов действующего подвижного состава будет подлежатьсписанию.
Депутаты решилипринять представленную им информацию к сведению и создать рабочую группу, чтобыразобраться, на компенсацию каких именно убытков пойдут сотни миллионовбюджетных рублей.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ