Про сурикатов и людей

Центр появления мировых художественных прорывов сместился из сферы большого кино в сторону телевизионных сериалов. Сходить в кинотеатр стало менее увлекательной затеей, чем остаться дома и посмотреть «ящик». Да и сам «ящик» – то есть транслятор художественных прорывов – изменился. Теперь это уже не телевизор, а электронно-вычислительная машина.

19 сент. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3609 (141) от 19 сент. 2014

Насколько помню, глобальное увлечение сериалами началось с«Доктора Хауса». Одновременно шли «Клан Сопрано», «Клиника» и другиекоммерческие тяжеловесы. Затем наступило золотое время сериальной индустрии.Вышли «Во все тяжкие», «Теория большого взрыва», «Игра престолов», «Настоящийдетектив».

Киноиндустрия страдала отнехватки сюжетов, сценаристы и режиссеры были стеснены временными рамками,продюсерским и студийным лобби, желанием не попасть под жесткий возрастнойрейтинг, автоматически исключающий важную часть публики – детей и подростков. Вэто время сериалы, напротив, дерзнули показать жестокость человеческой натуры,войны криминального мира в точных, ярких образах. Причем имея представление обэстетике жестокости, то есть не кровожадно упиваясь ею и не отталкиваямеханически, а вписывая в художественный мир, который по определениювымышленный, как одно из его проявлений. У сценаристов появился запасхронометража, когда можно заняться деталями, развить несколько сюжетных линий.

Более того, есть совершеннонеобычный сериал «Сурикаты» о жизни маленьких зверьков в пустыне Калахари. Водном из кланов сурикатов появляется несколько детенышей. Самый любознательныйи активный из них – Коло – становится главным героем. В юности он проводитжизнь в играх и забавах, но со временем взрослеет и становится настоящим«мужиком», защищает семью от главных злодеев: орла и кобры. Добывает пропитаниеи учит молодое поколение выживанию в период засухи. Тем временем активизируютсявраждебные кланы сурикатов, претендующих на их территорию, самок. С врагамипридется столкнуться в неравной схватке, повести своих соратников к победе. Таквот, даже этот документальный сериал о живой природе по накалу страстей ияркости характеров сильно превосходит крупнобюджетные отечественныепроизведения.

А что же Россия? А Россия все еще пребывает в художественномвакууме, когда сериалы в духе «Ментовских войн» и «Доярки из Хацапетовки» ужевроде бы неприлично выпускать, а в духе «Доктора Хауса» и «Клиники» еще неполучается (о чем свидетельствуют их эпигонские подделки «Доктор Тырса» и«Интерны»). Но уже понимание того, что снимать пошлость становится стыдно,имеет большой плюс. И если в большом кинематографе у нас нет успехов, то всериальном вполне могут появиться. А там уже и до кинотеатров недалеко.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ